Июнь 2021 года стал одним из самых насыщенных политическими событиями месяцев последних десятилетий.
После поездки Джо Байдена в Европу, его встреч с лидерами G-7 в Англии, ЕС и НАТО в Брюсселе и с Владимиром Путиным в Швейцарии политологи и журналисты должны прекратить болтовню о «старом и сонном Байдене», о «гнусных клинтонитах» и «глобалистах», которые управляются клубами по интересам, сексуальным предпочтениям и размерам капитала, а также рассуждения о том, как Путин и Байден будут торговать Украиной или еще чем-то и другие подобные рассуждения, которыми были забиты СМИ…
Даже самые слепые и тупые наконец-то почувствовали, если еще не поняли, что в мире происходят процессы, которые изменяют качественно не только мировую экономику, но и всю систему международных связей и взаимодействий, в том числе идеологические основы политики, а также общественно-политические системы внутри наиболее передовых стран мира.
Вызваны эти процессы двумя обстоятельствами: ускорением перехода значительного количества стран на новый уровень технологического развития, так называемый четвертый технологический уклад, и угрозой небывалого масштаба финансового и экономического кризиса. Эти два обстоятельства требуют принятия срочных мер и координированного участия в преодолении трудностей желательно всех развитых стран мира.
Создание системы, позволяющей управлять процессами перехода нашей цивилизации в новый технологический уклад и координацией усилий, то есть взаимодействием между развитыми странами мира, взял на себя Джо Байден.
Сразу скажу, что пока нет гарантии, что попытка Байдена увенчается успехом. Слишком много проблем, мусора и завалов накопилось за годы холодной войны и «финансового пира» во время однополярного мира. Однако, после поездки Байдена в Европу процесс изменений получил сильный политический импульс, был запущен процесс разработки организационных и идеологических основ нового движения, и началась работа по созданию центров планирования и координации.
Без создания эффективной системы, позволяющей координировать усилия стран на этапе перехода на новый технологический уровень в условиях жесточайшего кризиса, мир неизбежно будет ввергнут в хаос, который, учитывая уровень развития средств уничтожения и конфликтности в международных отношениях, с большой вероятностью ввергнет народы в пропасть самоуничтожения.
России и Владимиру Путину поступило от Байдена предложение стать партнером в создание новой системы, и от этого предложения Россия отказаться не может, и создается впечатление, что Путин это понял и оценил.
Со своей стороны, я тоже не могу отказаться от возможности дать свой анализ происходящим событиям, в том числе и потому, что они имеют непосредственное отношение к вопросам, которые я рассматриваю в сериях «Выстрел британской «Авроры» и феномен Трампа», «Мир на переломе», «Россия-Украина: война или мир», а также в серии о «дворце Путина» в Геленджике (см. ValeryMorozov.com, заходить через VPN).
Все эти серии не закончены, прежде всего потому, что процессы, о которых я рассказываю в них, не завершились, но происходят в реальном времени, и я рассматриваю этот материал как аналитический комментарий и пояснение к вышеназванным сериям.
Есть еще одна причина, которая заставила меня написать этот комментарий.
Поездка Байдена и его встреча с Путиным привели большинство политологов, журналистов и политиков не только в России, но и в мире в недоумение, а некоторых в полную растерянность. Тем не менее, то, что произошло в Женеве, активно обсуждается сейчас в мировых, в том числе в российских СМИ и интернете, но анализ происходящего, с моей точки зрения, делается слишком поверхностно.
Значение и смысл того, что происходит, многие недооценивают или не понимают настолько, что не стесняются это непонимание демонстрировать, и главная проблема состоит в том, что за болтовней оказываются скрытыми самые интересные и важные процессы, события и тенденции в развитии мира. Вместо освещения событий политологи и журналисты сгущают тьму.
Поэтому предлагаю посмотреть на итоги поездки Байдена в Европу внимательнее и серьезнее, как и на самого «коллективного Байдена»…
Итак,
От модели Трампа к матрице Байдена
Итоги встреч Байдена с Путиным, лидерами G-7 и НАТО, во-первых, говорят о важном, коренном повороте в позиции и взглядах на мир западных элит, прежде всего в США, хотя эти изменения происходят и в Великобритании, хотя англичане (очень немногие, лишь те, кто участвует в выработке новой политики и является реальной интеллектуальной элитой) отдалили полностью инициативу «коллективному Байдену».
Во-вторых, итоги поездки Байдена говорят о начале процесса изменения отношения западных элит к России и Путину лично, а также к Китаю (в отношении Пекина позиция «коллективного Байдена» окончательно прояснится после встречи президента США с Председателем КНР).
Если говорить о США, то поворот состоит в том, что значительная часть элиты признала не только то, что Вашингтон упускает, а возможно, уже упустил технологическое, политическое и военное лидерство в мире, но и то, что США не смогут вернуть это лидерство в одиночку. Более того, они признали, что надвигающийся кризис, если не будет создана мощная международная коалиция по борьбе с ним, может погубить США, разрушить и экономику, и политическую систему. И это признание изменило ситуацию в корне.
Дональд Трамп и те, кто стоял и стоит за ним до сих пор, считали и, возможно, продолжают считать, что США способны самостоятельно вернуть себе лидерство. Достаточно лишь опираться на союзников, среди которых могут быть не только страны НАТО, Япония, Корея, Австралия и другие давние союзники США, но и новые, в том числе, например, Индия, Вьетнам, а также Россия.
Китай рассматривался как конкурент и соперник США, способный и стремящийся сбросить Вашингтон с позиции мирового лидера.
Модель Трампа предполагала, что, во-первых, все союзники должны были признать безусловное доминирование и первенство США, то есть признать приоритет интересов США над своими государственными интересами, а во-вторых, встать в единый строй. Это опускало статус «старых друзей», в том числе Великобритании, Германии, Франции, которые не так давно были метрополиями колониальных империй, бывшими правителями мира. Теперь Трамп хотел их приравнять к некоторым их же бывшим колониям.
Потерять статус «особого» друга Вашингтона элитам бывших империй было неприятно и обидно. Тем более, что США сами выросли из бывшей колонии, а в мировые лидеры выскочили лишь менее века назад.
Дональд Трамп создавал не просто проамериканский, а американоцентричный мировой блок, в котором, по модели Трампа, США должны были оставаться безусловным лидером. Трамп и трамписты пытались создать модернизированную модель, которая действовала в 1990-х, когда мир жил по «вашингтонскому консенсусу».
Именно находящиеся на территории США предприятия американских корпораций, научные и технологические центры, а также американские вооруженные силы должны были совершить рывок в новый технологический уклад и обеспечить научное, военное, информационное, технологическое и политическое доминирование Вашингтона. Союзники должны были помочь им этот рывок сделать и идти с Вашингтоном в одной связке, но в качестве тыла и прицепа.
Именно на этой основе Трамп начал менять и переформатировать торговые и политические взаимоотношения между Вашингтоном и союзниками.
В модели Трампа, по сравнению с временами Обамы, США усиливали свою роль доминирующего лидера, обеспечивающего защиту и прокладывающего путь для развития объединенного Запада и его союзников на остальных континентах. Вашингтон Трампа становился рыцарем в блестящих доспехах на боевом коне. Союзники – рать, оруженосцы, коллектив помощников, которые координируют, совмещают и направляют свои усилия под управлением и руководством Вашингтона.
США Трампа готовились и должны были сделать прорыв в новый технологический уклад, союзникам же полагалось обеспечить Вашингтону надежный тыл и поддержку его действиям и операциям на международной арене, включая «мир теней», в информационной и в других сферах, в которых американоцентричный блок вел гибридную войну со странами изгоями, в состав которых Трамп записывал Иран, Северную Корею, Китай и Россию, – во всяком случае, если бы Путин, Си и Ким отказались от требования Трампа влиться в его рать, – а также некоторые другие менее значимые страны.
Фактически, Дональд Трамп и его команда пытались провести свою перестройку мира путем его раскола, разделения на проамериканский доминирующий блок и на группу стран изгоев, которые должны быть зажаты, обложены и задавлены до такой степени, что выход их на лидирующие позиции в мире был исключен. Эти страны ожидал развал, подчинение или поглощение.
Матрица Байдена
Байден и те, кто стоит за ним в США, Европе и других регионах, решили, что планы Трампа и трампистов выполнить невозможно. И не только невозможно, но и вредно, неправильно, гибельно для США и других развитых стран. И в этом был и есть главный конфликт между элитными группировками в США и главная причина того, что борьба велась бескомпромиссно, предельно жестко, и Дональд Трамп был выдавлен из Белого Дома.
Еще раз назову главные вопросы, которые встали перед элитами США:
- Перестройку мира и переход в новый технологический уклад следует проводить в интересах прежде всего США и за счет союзников и остального мира, или ее необходимо и возможно провести успешно только командой, союзом, в котором учитываются не только возможности, но и интересы, причем в равной (или почти в равной) степени, основных участников блока?
- Следует ли расколоть развитый мир и рассматривать государства, претендующие на самостоятельную политику и позиции лидеров, способные конкурировать с США и ограничивать влияние Вашингтона в мире, в качестве противников, врагов, сделать их изгоями и вести с ними гибридную войну, при необходимости переходя к отрытым столкновениям и военным конфликтам, с целью их предельного ослабления или уничтожения, или изначально развивать с ними отношения на основе прагматичного подхода, отодвинув идеологические и мировоззренческие противоречия, проясняя им свои, а для себя их позиции, находя компромиссы и точки пересечения интересов, устанавливая зоны сотрудничества, создавая сферу взаимных интересов таким образом, чтобы она превалировала и поглощала сферу противоречий и конфликтов?
Среди элит, выступивших против Трампа, были разные группировки, кланы, движения, но важным было то, что в ряды противников Трампа встали интеллектуалы, которые уже несколько десятилетий отстаивали идеи развития взаимодействий и отношений, начиная с межличностных, деловых, классовых, национальных и заканчивая международными, на основе отказа от разрешения противоречий через конфликты и жесткие противостояния. Эта группа политологов, политиков, бизнесменов предлагает решать противоречия на основе развития взаимопонимания, поиска совместных интересов и компромиссных решений, в соответствии с этическим принципом, заложенным во всех главных мировых религиях и названным в философии «золотым моральным принципом»: «Не делайте другим того, чего не хотите себе».
(Подробнее об этом можно прочитать в моих материалах «Раскол элит в США, рождение нового капитала, мировоззрения…» – https://valerymorozov.com/news/2768 , «Сколько стоит доверие? И что делает вас владельцем?» – https://valerymorozov.com/news/2777 )
Именно под влиянием этих идей и надвигающегося мирового экономического и финансового кризиса часть западной политической элиты ответила на вопросы так:
Перестройку мира и переход в новый технологический уклад необходимо провести командой, союзом, в котором должны учитываться интересы и возможности всех участников блока, и в новый мировой союз следует попытаться вовлечь всех важных субъектов мировой экономики и политики. Отношения с ними США должны развивать на основе прагматичного подхода, отодвинув идеологические и мировоззренческие противоречия, но поставив в основание признанные всеми мировыми религиями моральные принципы, находя компромиссы и точки пересечения интересов, и на основе сотрудничества снизить или исключить в будущем мире вероятность конфликтов, которые подвергали бы угрозе существование цивилизации.
Победившие Трампа элиты признали, что перед США стоит угроза не только упустить свое лидерство, но и лишиться, проводя в жизнь план Трампа, последнего шанса это лидерство вернуть.
Запад многие годы существовал в «расслабленном» состоянии, смотря на Россию как на «страну в упадке», «слабеющую державу», а на Китай как на мастерскую, источник прибыли, как на бесконечно растущий рынок товаров и услуг.
При этом, американцы десятилетиями завышали уровень зависимости Китая от США и от американских корпораций. Американцы превысили все допустимые границы объёмов инвестирования в экономику и научно-технический потенциал Китая, повторив ошибку, которую они сделали после Второй мировой войны, восстанавливая Японию, которая, восстановив свою экономическую мощь, безжалостно выкинула американские корпорации из страны.
Как и в случае с Японией, США недооценивали скорость и интенсивность развития науки, экономики и человеческого капитала Китая (или его социального капитала, о чем я писал ранее, – см. https://valerymorozov.com/news/2768 и https://valerymorozov.com/news/2777 ).
Теперь выход из положения «коллективный Байден», видит в отказе Вашингтона от жесткого доминирования, на чем настаивал «коллективный Трамп», от безусловного подчинения всех союзников интересам США. Байден видит выход в переходе к мягкому лидерству Вашингтона и в создании широкого блока международной кооперации, который может включать не только тех, кого Трамп считал своими союзниками, но все страны, которые согласятся участвовать в создании «матрицы Байдена» и будут признаны достойными вхождения в «фалангу» нового союза. Именно это стоит за фразой Байдена «America is back!»
Но подобная перестройка мировых отношений потребует много ресурсов, политической воли и организации. Именно в этом нынешний мир испытывает острый недостаток.
И мы помним, что одна перестройка уже была. Перестройка Горбачева. И чем она закончилась, – развалом СССР…
О проблемах «коллективного Байдена» и тех, кто к нему присоединится, мы поговорим в следующем материале…