Европа и Украина в мире, который строят Трамп и Путин

(Из серии «Америка Трампа и новый мировой порядок», ч. 9)

После прямых телефонных переговоров Трампа с Путиным и Зеленским и последующих событий стали вырисовываться очертания модели мира, который выстраивают Белый дом и Кремль, место Европы в этом мире, а также какая участь уготовлена Киеву, и какая модель государства создается на Украине.

Делать выводы, основываясь только на официальных сообщениях Вашингтона, Москвы и заявлениях Зеленского, не следует. Как сказал Владимир Путин, отвечая на просьбу подтвердить информацию о его разговоре с Трампом, предоставленную Песковым:

— Да не слушайте вы его… У него работа такая…

Информационные службы существуют для того, чтобы сообщать общественности то, что власти считают нужным людям знать, и скрывать то, что происходит за закрытыми дверями, в реальном мире политики. И это именно то, что означают слова Путина.

Тем не менее, хотят ли того Белый дом и Кремль или нет, есть сигналы и признаки, отражающие происходящее за закрытыми дверями и политическими фасадами. Принимая эти сигналы, анализируя признаки, мы можем увидеть лишь элементы картины, но и по ним можно выстроить основные элементы создаваемой Трампом и Путиным модели мира, в частности, на Украине, которая через 34 года независимости оказалась в роли подопытного.

Следует учитывать, что Белый дом, Кремль, Европа и коллективный Зеленский видят мир и происходящее по-разному. Более того, если после прекращения прокси войны между США и Россией Трамп и Путин проводят политику как соперники, которые стремятся стать партнерами, то между лидерами России и Украины созданы отношения непримиримых врагов, и изменить это будет чрезвычайно трудно, а принимая во внимание менталитет русских и украинцев, невозможно. При этом, именно Вашингтон выступает в роли рефери в конфликте между Москвой и Киевом, и мирные переговоры нацелены на трансформацию государственной системы Украины.

Итак, давайте выделим те признаки, которые позволяют определить выстраиваемую на Украине модель государства.

  1. Во-первых, в официальных сообщениях Кремля и Белого дома о состоявшемся телефонном разговоре Дональда Трампа и Владимира Путина, Украина упоминалась лишь как одна из тем переговоров. Отсутствовало какое-либо упоминание об Украине как участнике переговорного процесса, не были обозначены ни ее интересы, ни требования, ни позиция Киева. Во-вторых, отсутствовало какое-либо упоминание Европы.
  2. Обсуждение войны в Украине в телефонном разговоре Трампа и Путина заняло, по неофициальным, но достоверным источникам информации, менее 30% времени. Основное внимание было уделено развитию американо-российских отношений, а также Ближнему Востоку, Ирану, и обсуждению самой системы взаимодействия и управления кризисными ситуациями. Таким образом, разговор был сосредоточен на обсуждении модели, которая позволит США и России совместно, с вовлечением при необходимости других мировых держав, управлять и взаимодействовать в мире.
  3. 27 марта, выступая перед командованием Северного флота в Мурманске, Путин предложил обсудить «введение временного управления в Украине под эгидой ООН и ряда стран, чтобы провести там выборы». Среди участников группы по управлению Украиной на период проведения выборов Путин назвал США «вместе с европейскими странами, разумеется, с нашими партнерами и друзьями».
  4. В ходе переговоров в Саудовской Аравии, были выделены особые зоны на Украине, которые не должны пострадать в ходе пока еще продолжающихся боевых действий. Это прежде всего украинские АЭС, основные элементы энергосистемы и портовые сооружения, необходимые для экспорта, сельхозпродукции, минеральных удобрений, аммиака, металлов, то есть продукции экспорта не только Украины, но и России, в том числе бывших территорий Украины, которые находятся под контролем России.  
  5. В качестве первого этапа, США и Россия договорились о прекращении ударов по энергосистемам. Зеленский согласился с этой договоренностью. Стивен Уиткофф заявил о том, что в ближайшую неделю будет заключено соглашение о ненанесении ударов по морской инфраструктуре.   
  6. Несмотря на договоренности, ВСУ нанесли удары на территории России по нескольким энергетическим объектам, два из которых имеют особое значение для поставок нефти и газа в Европу: по газоизмерительной станции “Суджа”, обеспечивающей подачу российского газа из России через Украину в Европу; и нефтебазе в Краснодарском крае, которая обеспечивает перевалку с железнодорожных цистерн в трубопроводную систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) нефти, добываемой британскими и американскими корпорациями в Казахстане. В результате этой атаки прекращена поставка нефти из Казахстана в Европу, а британские и американские компании несут многомиллионные потери.

Со своей стороны, российские ВКС нарастили ночные удары по неэнергетическим объектам в основных городах Украины, в том числе в Киеве и Одессе, а также в зонах боевых действий.

После встречи Зеленского с лидерами европейских стран в Париже, 27 марта, ВСУ продолжили нанесение ударов по энергетической системе России, в частности, нанесли еще один удар ракетами «Хаймерс» по газоперекачивающей станции «Суджа», окончательно ее разрушив.

  • Для обсуждения с представителями США технических деталей соглашения о прекращении ударов по энергетической инфраструктуре и морским портам, а также возобновлении полномасштабной торговли в зоне Черного моря, 24 марта в Саудовскую Аравию прибыли делегации Украины и России.

Если состав украинской делегации не позволял вести продуктивную дискуссию, что свело переговоры к обмену информацией, то состав российской делегации позволял обсуждать и решать многие важные вопросы технического обеспечения решений, принятых Путиным и Трампом.

В состав делегации были включены председатель Комитета Совета Федерации РФ по международным делам, бывший заместитель министра иностранных дел Григорий Карасин и советник Директора ФСБ, генерал-полковник Сергей Беседа. В МИД и ФСБ именно Карасин и Беседа, возглавлявший Пятую службу ФСБ (Службу оперативной информации и международных связей), отвечали за отношения России и Украины во время майдана 2014 года, государственного переворота, приведшего к превращению Украины в анти-Россию, и во весь период нарастающего военного противостояния с 2014 по 2022 год. Именно Карасин и Беседа вели по линии МИД и спецслужб России отторжение от Украины Крыма и его присоединение к России, курировали конфликт в Донбассе и Минские соглашения, вели переговоры, в том числе с Вашингтоном, согласовывая свои действия, «правила» войны, и готовили спецоперацию и вторжение в Украину 2022 года. Беседа сыграл важную роль в том, что Путин принял решение о введении войск в Украину, уверенный в том, что украинские элиты были готовы к свержению прозападного режима в Киеве. После того, как Путин и Кремль поняли, что вторжение было ошибкой и ловушкой, в которую угодила Россия, не готовая к большой жесткой войне с Украиной и Западом, ставшая в глазах всего мира агрессором, а не освободителем, на что рассчитывали Путин и его окружение, Беседа был не только отстранен от занимаемой должности, но и, по сообщениям анти-правительственных СМИ, был помещен под домашний арест и даже был заключен под стражу. После расследования Беседа был назначен советником Директора ФСБ и продолжил курировать Украину. Несомненно, что Карасин и Беседа прекрасно знают многие секреты украинских ведущих политиков, бизнесменов, военных, их связи с Европой и США, в том числе со спецслужбами. И эти знания позволяют в деталях обсуждать все технические вопросы переговоров, включая создание с применением космических и кибертехнологий системы мониторинга выполнения заключенных соглашений, соблюдения санкций, недопущении использования гражданских судов для перевозки вооружений и боеприпасов по Черному морю, на чем настаивает Москва, а также проведения выборов на Украине и смены режима Зеленского. Кремль дал Карасину и Беседе еще один шанс вернуть потери России от ошибок, допущенных перед вторжением, и отплатить тем, кто завлек их, Путина и Россию в ловушку «Украина». И вряд ли Карасин и Беседа этот шанс упустят.

  • По сообщениям из Киева, депутаты Верховной Рады не планируют обсуждать продление военного положения в Украине, которое заканчивается в мае 2025 года, а это означает, что Киев не планирует ведение войны после мая 2025 года, хотя до этого Зеленский говорил о необходимости продления военного положения. После его разговора с Трампом подготовка продления военного положения в Украине прекратилась.
  • В России прекратили набор волонтеров из тюрем и мест заключения, а в экономике и бизнесе началась подготовка к работе в условиях мира и снятия части санкций, начиная с конца мая.     

Все эти признаки и факты говорят о том, что,

во- первых, Трампом и Путиным принято решение об окончании боевых действий и установлении перемирия на Украине с конца апреля;

во-вторых, принято решение о проведении выборов в Украине в августе-сентябре и заключении мирного договора между Россией и Украиной до конца октября 2025 года, и Зеленский с этими решениями был вынужден согласиться;

в-третьих, США признают Крым и Донбасс территориями России, что обеспечит этим территориям международное признание, снятие санкций и свободу торговых и экономических отношений. Однако, Зеленский, и кто бы ни пришел к власти после него, официально эти территории российскими признать вряд ли сможет. Таким образом, некоторые территории советской Украины окажутся одновременно в составе двух государств, между которыми будет заключен мирный договор, а экономики которых начнут реинтеграцию;

в-четвертых, в настоящее время разрабатывается и согласовывается модель, по которой будет развиваться сотрудничество между США и Россией на территории Украины по проектам, имеющим взаимный интерес. По этой модели США и Россия будут работать в других регионах мира, где есть необходимость и возможность совместными усилиями стабилизировать ситуацию.

Что это за новая модель? Информации четкой о ней нет. Ни Вашингтон, ни Москва пока не дали четких формулировок. Более того, сами участники процесса переговоров, которые вырабатывают сейчас эту модель, не могут дать четких ее определений. И тем не менее, основные ее особенности и черты начинают проглядывать.

Главная особенность модели, по которой выстраивается украинская государственность, состоит в том, что в ходе международных переговоров сознательно и целенаправленно две страны разрабатывают и выстраивают государственная модель  третьей страны, на территории которой длительное время идет конфликт, и в этой модели будет заложено не только ограничение суверенитета этой страны, но и ее интегрированность в государственные, то есть политические, финансовые и экономические, системы России и США.

И Россия, и США сейчас активно выстраивают свои цивилизационные макрорегионы. Новый мировой порядок, процесс создания которого начали страны БРИКС, а теперь инициативу в создании которого перехватила команда Трампа, основывается именно на взаимодействии мировых цивилизаций и создаваемых ими макрорегионов.

Эти макрорегионы неизбежно будут пересекаться по их периметрам, накладываться, сопрягаться. Некоторые периферийные государства будут интегрированы не в один, а сразу несколько макрорегионов. Это неизбежно приведет к изменению их суверенитета как отдельных государств, и не просто к определенному ограничению суверенитетов, но и их реинтеграции.

Такие процессы происходят активно на территории бывшего СССР, Российской империи. Распад СССР и недооценка Москвой, прежде всего, самими русскими, важности бывших советских республик и народов для русской цивилизации, для обеспечения стратегической стабильности самой России, ее экономического и культурно-цивилизационного развития привели к росту национализма в государствах по периметру России и поиску народами, получившими впервые в своей истории независимость и государственность, новых союзников, близких им цивилизационно, культурно и этнически.

В результате этого процесса, при сохранении культурных, политических и экономических связей с России, эти народы и государства начали активно интегрироваться в макрорегионы, создаваемые другими цивилизациями.

Прибалтика быстро была интегрирована в Евросоюз. С конца 1990-х годов Украина и Молдова тоже начали интегрироваться в Европу. Интеграция Молдовы происходит через Румынию, а Украины через ее западные регионы, входившие в состав Австро-Венгерской империи и Польши. Именно Западная Украина стала внутренним локомотивом антирусского поворота. Среднеазиатские республики активно развивают связи с Турцией, которая выстраивает свой тюркский макрорегион.

При этом, если среднеазиатские народы сохраняют цивилизационные, политические и экономические связи с Россией, опасаются их разрушить, одновременно развивая связи с той же Турцией, Европой, США и Китаем, понимая, что именно связи с Россией обеспечивают их внутреннюю стабильность и поддерживают их влияние в мире, то Украина, Молдова, Грузия пошли по пути отказа от наследия, полученного за столетия вхождения в Русь, Российскую империю и русскую цивилизацию. По примеру Прибалтики, они выбрали полную свою интеграцию в Западную цивилизацию. Но ситуация изменилась. И разрыв с Россией, особенно Украины, носил и продолжает носить предельно жесткий характер.

Этот раскол произошел под влиянием и во многом был определен нараставшим конфликтом между Россией и Западом, прежде всего с США, где Путин, как и те, кто реально за ним стоял, пришедшие к власти с одобрения Клинтона и считавшиеся в Вашингтоне прокси режимом, неожиданно для Вашингтона оказались со своими собственными планами, замыслами, политическими и геостратегическими амбициями, стремящимися к возрождению России как одного из лидеров мира.

В этой ситуации учесть Украины и Молдовы как анти-России была предопределена. Более того, став анти-Россией, Украина, Молдова, Грузия, Армения лишили себя возможности интегрироваться полностью в Западную цивилизацию. Они стали для Запада слишком токсичны и опасны.

Ошибки украинских элит, президентов, особенно последних двух президентов, Порошенко и Зеленского, базировались на непонимании ими причин развала СССР, неправильной их оценке нынешнего состояния как Запада, так и России. Сказалось и то, что Порошенко (настоящая фамилия -Вальцман) и Зеленский, не являются этнически ни русскими, ни украинцами. Для них исторические связи украинцев и русских особого значения не имели.

Украинские постсоветские элиты считали, что Запад победил в холодной войне, что Запад настолько окреп на руинах бывших социалистических стран, поглощая их ресурсы и экономический потенциал, а Россия потеряла слишком много и ослабла настолько, что не сможет восстановиться в ближайшие десятилетия, что Украина сможет, опираясь на могущественный Запад, победить Россию, в том числе в открытом военном конфликте.     

Поколения, воспитанные в постсоветское время, не понимали, что перестройка Горбачева, приведшая к развалу СССР, была вызвана стремлением, во-первых, ускорить переход экономики СССР на новый технологический уровень, а во-вторых, глобальным трендом в мире по снятию противоречий между двумя блоками во главе с США и СССР, противостояние которых блокировало экономическое и научно-техническое развитие всего человечества.

Скоропалительность, торопливость, непродуманность действий Горбачева и стремление бюрократии в СССР приватизировать общенародную собственность привели к кризису и развалу СССР. Фактически, СССР был подорван и разграблен изнутри, и Запад стал благоприобретателем, а не победителем.

Однако, переход на новый технологический уровень, который так скоропалительно и непродуманно бросился делать Горбачев в 1980-е годы, никто не отменял. И свой переход, исчерпав возможности развития за счет стран бывшего СССР и столкнувшись с усилением Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, теперь начали США.  

В отличие от СССР, в США этот процесс возглавили бизнес элиты, владельцы и менеджеры крупнейших корпораций высокотехнологического сектора, которые заинтересованы в таком переходепонимают неизбежность такого перехода и стремятся, совершив переход, сохранить лидерство США в мире. И во главе этой группы встали наиболее пассионарные ее представители, в том числе Трамп, Маск и лидеры других производственных и ИИ корпораций.

Если Горбачеву, бюрократу по профессии, менталитету и жизненному опыту, приходилось опираться на бюрократию и бороться с партийной и государственной бюрократией изнутри, то Трамп и его команда борются с бюрократией, опираясь на реальны бизнес, лидеров экономки и общества, а также на международные корпорации, поэтому они это делают эффективно и последовательно, не испытывая значительного сопротивления в США.

В Европе ситуация сложилась более сложная.

Именно Европа была центральным регионом, в котором в 1970-е и 1980-е годы развернулась перестройка международных отношений, в том числе разрядка и разоружение. Глобализм в форме разрядки и конвергенции двух противоборствующих систем начался именно в Европе. И именно в Европе началась разрабатываться и создаваться новая модель сопряжения макрорегионов.

Модель, предусматривавшая интеграцию независимых государств, суверенитетов, а также союзов и блоков, в том числе военных, НАТО и Варшавского Договора, началась в Европе, но была сорвана развалом одного из блоков в результате серии поспешных и непродуманных решений Горбачева и его окружения.   

Развал СССР Запад воспринял как свою победу в холодной войне, и вместо того, чтобы продолжать начатый Горбачевым и Рейганом, а затем Бушем-старшим процесс создания нового миропорядка, Запад развернулся и приступил к сохранению и укреплению старого мирового порядка, основанного теперь не на соперничестве двух супердержав и блоков, а на могуществе одного центра силы при сохранении той же устаревшей системы взаимодействий и связей между странами, экономиками, цивилизациями, культурами, где сила решала всё и устанавливала свои правила.

Однако такой мировой порядок блокировал развитие технологий, финансовой системы, сохраняя власть и значение ростовщического спекулятивного капитала, устаревшей банковской системы, валют, не отражавших реальную стоимость, блокировавших развитие социального капитала, интеллектуального потенциала и общественных сил.

Теперь Трамп и его команда начали ускоренную трансформацию экономики и государственной системы США, а также создание нового мирового порядка, забытого на тридцать лет.

Беда Европы состоит в том, что Европа осталась в старой системе, продолжает бороться за старый миропорядок, который когда-то сама же начала менять. И Европа стала противником Трампа и его команды, а следовательно, и США. И беда Украины состоит в том, что, полагаясь на силу Запада, Зеленский не смог предугадать, что Запад расколется, и центр силы, США, станет противником Европы и самого Зеленского.

(Продолжение следует)



Запись опубликована в рубрике Новости с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.