Ультиматум Рубио Украине и Европе

(из серии «Америка Трампа и новый мировой порядок», часть 11)

Встреча в Париже, в ходе которой госсекретарь США Марко Рубио передал руководителю Офиса Президента Украины Андрею Ермаку требование Вашингтона о прекращении боевых действий, заключении перемирия на Украине и подписании Соглашения по редкоземельным металлам, по своему значению можно поставить в один ряд с действиями Трампа, которые оказали сильнейшее воздействие на развитие ситуации в мире.

К таким действиям следует отнести:

– решение Трампа о выходе США из прокси войны с Россией на Украине, которое запустило процесс нормализации отношений между Вашингтоном и Москвой и сделало практически неизбежным прекращение войны на Украине в 2025 году;

– принятие Трампом на себя роли лидера в формировании нового мирового порядка, что резко усилило влияние Вашингтона на все процессы перестройки международных отношений;

– назначение Трампом американских компаний высокотехнологичного производственного сектора, прежде всего  транснациональных корпораций, основополагающими и системообразующими звеньями мировой экономики, переподчинение их интересам политических и государственных организаций, научного и военного комплексов, финансовой и банковской сфер, что привело к выдвижению представителей бизнеса на главные роли в международной дипломатии, началу перестройки финансовой мировой системы и снижению роли политической и государственной бюрократии;

– выбор Трампом России в качестве основного партнера в формировании новой системы мировых отношений, что привело, с одной стороны, к укреплению позиций России, а за ней и всего БРИКС и Глобального Юга, а с другой стороны, к ослаблению позиций на мировой арене ЕС и других стратегических союзников США;

– создание Вашингтоном Американского цивилизационного макрорегиона, в который Трамп и его команда намерены включить Панаму, Мексику, Гренландию и Канаду, а также территории, богатые нефтью и газом, оспариваемые Венесуэлой, Колумбией и Гаяной; это решение еще более отдалило Европу от Вашингтона, усилило тренд в европейских политических элитах на укрепление самостоятельности, поставило вопрос о создании Европейского цивилизационного макрорегиона, но одновременно усилило противоречия и расколы среди европейских стран и элитных группировок;

– попытка Трампа тарифами и импортными пошлинами, пересмотром правил всемирной торговли снизить госдолг и решить часть финансовых проблем США, усилить влияние и роль в мировой экономике транснациональных корпораций, которые имеют возможность обходить введенные Трампом тарифы, используя свои внутренние структуры и финансовые системы; тарифы Трампа ставят высокотехнологичный и энергетические сектора в привилегированное положение и заставляют их создавать производства нового технологического уклада приоритетно на территории США.

Именно в этот список следует поставить «ультиматум Рубио», который был выдвинут не только Киеву, но и Парижу, Лондону и Брюсселю: вы заключаете мир с Россией и занимаетесь своими экономическими и финансовыми проблемами, или остаетесь воевать с Россией, без участия США, а Вашингтон и Москва продолжают создавать новый мировой порядок, теперь уже без учета интересов Европы.

Тот факт, что свой ультиматум Рубио должен был выдвинуть не только Киеву, но и Европе, позволил Франции и Великобритании стать прямыми участниками переговорного процесса, который до этого ограничивался треугольником Вашингтон – Москва – Киев. Более того, теперь именно Европа стала играть роль основного переговорщика. Именно от ее решения зависит судьба Украины и развитие боевых действий на Европейском континенте.

Россия стояла в стороне от парижской встречи, но «ультиматум Рубио», несомненно, в основных чертах был согласован с Кремлем, и Москвой ожидаем. Это выразилось в объявлении Путиным Пасхального перемирия на Украине, что стало символом поддержки Москвой действий Вашингтона.

Если в Лондоне на этой неделе ультиматум Рубио будет отвергнут Европой и Украиной, то это резко усилит противоречия внутри НАТО и может запустить в Европе финансовый, экономический, а затем и политический кризисы.

Убедить Рубио и Трампа отказаться от ультиматума и продолжить поддержку Зеленского и европейских союзников в их войне с Россией в Лондоне вряд ли получится, ибо выбор у Трампа сильно ограничен.     

                                                      *

Что толкает Трампа к восстановлению отношений с Путиным? Почему Трамп спешит остановить войну на Украине? Что вынуждает его спешить и идти на компромиссы с Россией за счет Украины?

Многие европейские СМИ и политики отвечают на эти вопросы насмешками над Трампом или обвинениями его в том, что он наобещал американским избирателям остановить войну «за один день», затем остановить войну «очень быстро» … В конце апреля закончатся первые сто дней президентства Трампа, и «он будет вынужден признать свой очередной провал», – подобные варианты ответов дают критики и противники Трампа в США и Европе.

В реальности, политика Трампа и все его действия определяются прежде всего экономическими факторами, и эти факторы вынуждают его идти на окончание войны в Украине и компромиссы, даже партнерство с Россией.

Основную роль играют несколько факторов:

  1. США являются крупнейшим производителем природного газа и нефти.  Добыча нефти и газа в США в 2024 году достигла рекордного уровня, но рост добычи в последние годы замедлился, остановился. Призыв Трампа «Drill, Baby, drill!» не работает. США являются вторым после Китая импортером нефти в мире, и объём импорта нефти быстро растет.

Нефте- и газодобыча в США сталкивается с нарастающими трудностями. Добыча становится все более сложной и затратной, кредиторская задолженность нефтедобывающих компаний перед банками нарастает, и это повышает себестоимость добычи нефти, газа и производства нефтепродуктов. Ресурсная база оказалась ограниченной, что не позволяет наращивать добычу.  

Однако, переход на новый технологический уровень экономики США, в том числе в отраслях, базирующихся на применении робототехники и искусственного интеллекта, что жизненно необходимо для сохранения мирового технологического, экономического и военного лидерства США, по прогнозам специалистов, потребует от Америки удвоения производства электроэнергии к 2030 году и снижения ее стоимости.  

Аналитические прогнозы Министерства энергетики США подтверждают высокую вероятность в ближайшие годы сокращения добычи нефти и газа в США, а также производства нефтепродуктов и СПГ.

В этой ситуации Трамп вынужден предпринять срочные меры, в том числе:

– интегрировать Канаду, Гренландию и часть Южной Америки, прежде всего Панамский канал и нефтяные месторождения, спор по которым ведут Венесуэла и Гайана, в единую политическую и экономическую зону под прямым контролем Вашингтона, и тем самым резко увеличить контролируемые США запасы нефти, газа, а также энергетические мощности и систему логистики, – именно это является одним из факторов, толкающих Трампа к созданию Американского макрорегиона;

– взять под контроль поставки газа, нефтепродуктов и электроэнергии из России и Украины в Европу, включая Северные потоки, газопроводы и нефтепроводы на территории Украины, а также значительную часть морских перевозок, покупая газ и нефтепродукты по внутрироссийским ценам, а продавая в Европе по мировым ценам, – именно для этого необходимо прекратить боевые действия на Украине или вывести необходимую инфраструктуру из зоны боевых действий;

– запустить в России и Арктике американо-российские проекты в области энергетики, в том числе по модернизации систем энергоснабжения и теплоснабжения в России, особенно те, которые не модернизировались с советских времен, повышение эффективности которых в результате модернизации может привести к многократному снижению затрат и значительному сокращению расхода газа и нефтепродуктов, например, в системе ЖКХ, что позволит резко увеличить поставки энергоресурсов из России в Европу, Южную и Юго-Восточную Азию без увеличения их добычи;

– участвовать в создании новых нефте- и газопроводов из России в Азию, в том числе в Южную Азию и Китай, что даст возможность американским компаниям стать экспортерами российских энергоносителей в страны Азии, включая Китай;

– снять угрозу войны между Ираном и Израилем, обезопасить производство и транспортировку нефтепродуктов из Ближнего Востока и обеспечить Ирану возможность свободно экспортировать нефть, снизить мировые цены и взять часть этих поставок под контроль американскими корпорациями, обеспечив рост дешевого импорта нефтепродуктов в США.

2. Прекращение войны на Украине возможно лишь при условии, с одной стороны, выполнения основных требований России, к которым относятся признание пяти областей Украины территориями в составе России, отказ от планов расширения НАТО и от принятия в него Украины, обеспечение нейтрального статуса Украины и сокращения ВСУ, а с другой стороны, обеспечения стратегических интересов Вашингтона и американских транснациональных корпораций на Украине.

Между Вашингтоном и Москвой достигнуто понимание и найдены возможности для компромисса. Для этого создается новая модель, которая способна гарантировать обеспечение и защиту стратегических интересов США и России, а также Европы, Китая и Индии как возможных участников будущих проектов на Украине.     

Именно с этой целью Вашингтон требует от Киева подписания Соглашения о стратегическом партнерстве, которое первоначально Трамп называл Соглашением по редкоземельным металлам, и создания Фонда реконструкции и инвестиций. Соответствующий Меморандум был подписан Рубио в Париже.

Именно Фонд реконструкции и инвестиций рассматривается Трампом как модель, основной инструмент обеспечения баланса стратегических интересов США, России, Европы и других стран, в том числе Китая и Индии, а также самой Украины. Именно вокруг этого Фонда сконцентрированы интересы США, Украины и России и ведутся переговоры между Уиткоффом и Ермаком, а также между Уиткоффом и Дмитриевым.

Предполагается, что Фонду будут переданы в управление месторождения полезных ископаемых, а также основные энергетические объекты на территории Украины, в том числе электростанции, газопроводы и нефтепроводы, электросети, транспортные и логистические узлы, в том числе порты, которые обеспечивают экспорт энергии, энергоресурсов и минералов из Украины или через территорию Украины из России.

Фонд будет зарегистрирован на территории США, в штате Делавэр, и главным последствием этого станет распространение юрисдикции США на все объекты и месторождения Украины, которые будут находиться в управлении Фонда.

Таким образом, в Украине значительная часть природных ресурсов и украинской экономики, как и бизнеса тех стран, компании которых будут участвовать в проектах на Украине, включая российские или китайские компании и корпорации, окажутся под юрисдикцией США, будут контролироваться американским законодательством и находиться под контролем правоохранительных органов США.

Любое преступление, в том числе коррупционное, будет расследоваться ФБР и прокурорами США и рассматриваться в американском суде по законам США. Также в американском суде будут рассматриваться все связанные с делами Фонда споры, иски и преступления, совершенные компаниями, организациями и физическими лицами ЕС, Великобритании, России или Китая, на подконтрольных Фонду объектах.

Однако, это не освобождает Фонд и компании, которые будут участвовать в его работе, от ответственности по законам Украины. Более того, со временем Фонд может заключать специальные соглашения о партнерстве с Россией, Китаем и ЕС, а в состав Фонда могут войти представители этих стран, что обеспечит взаимопроникновение и взаимодействие юрисдикций нескольких государств.

Фактически, Украина может стать зоной наложения и взаимодействия нескольких цивилизационных макрорегионов, прежде всего Американского, Русского и Европейского, если европейские страны пойдут по пути формирования самостоятельного макрорегиона.

(Продолжение следует)



Запись опубликована в рубрике Новости с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.