Хочу сразу предупредить читателя, что в начале материала я не собираюсь рассматривать обвинения, предъявленные Сергею Фургалу. Я планирую рассмотреть эти обвинения лишь в последней части этой серии.
Причины две. Во-первых, до суда еще далеко, а признать человека виновным без решения суда является нарушением всех норм человеческой порядочности и законов. Во-вторых, слишком активно все прокремлевские пропагандисты и многие из тех, кто строит из себя «критиков» режима, с первого момента после ареста Фургала начали говорить о его виновности как о доказанном деле. Будто они в России не жили.
Крики эти и поток обвинений закрывают реальные причины ареста Фургала и те процессы, которые не только привели к его аресту, но и инициировали политический кризис, который может иметь самые серьезные последствия для России, поэтому главная моя задача состоит в том, чтобы проанализировать причины, выявить политические процессы, не прикрывая это все вопросом: Убивал или не убивал?
Итак,
1
В аресте Сергея Фургала, неожиданном как для него самого, так и для его сторонников и руководства ЛДПР, в том числе Владимира Жириновского, сфокусировались основные проблемы политического развития России. И эти причины как внутренние, так и внешние.
Начнем с внутренних причин.
- Как бы ни хотели в Кремле представить политическое поле нынешней России стабильным и скрыть процесс перехода власти от команды Владимира Путина к новому политическому центру, этот процесс не только начался, но и активно происходит.
Именно в русле этого процесса был проведен референдум, в соответствие с которым в Конституцию страны были внесены изменения, которые должны обеспечить переход власти новому Центру под контролем той части нынешней политической элиты, которая намерена оставаться у власти, не зависимо от того, кто сидит в Корпусе №1 Московского Кремля.
Среди изменений в Конституции одно изменение имеет непосредственное отношение к аресту Фургала, а именно предоставление полномочий Государственной Думе по утверждению кандидатур Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (за исключением силового блока).
Естественно, что в переходный период нынешней политической элите необходимо сохранить в Государственной Думе не просто большинство, но и дополнительно к этому большинству сформировать контролируемую оппозицию.
Однако, в настоящий момент шансов на получение большинства партией «Единая Россия» на новых выборах остается все меньше и меньше. Практически, без открытого манипулирования голосами, без массового искажения итогов голосования шансов на победу в выборах «Единая Россия» не имеет. А очередное наглое манипулирование может привести к политическому взрыву внутри России и вызвать такую негативную реакцию за рубежом, которая способна нанести неприемлимый ущерб нынешней элите, уже придавленной санкциями, особенно теми, которые направлены на личности и кланы.
Кремль понимает, что возможности создать новую политическую партию, которая бы могла заменить «Единую Россию» и стать популярной в народе, нет ни в теории, ни на практике. Остается лишь один вариант: переформатировать подконтрольную и неподконтрольную оппозицию таким образом, чтобы вернуть шансы на победу в предстоящих выборах «Единой России».
В качестве одного из вариантов решения этой проблемы, может рассматриваться возможность ослабления таких партий как КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» и перекачка их кадров и их электората под знамена «Единой России».
Со «Справедливой Россией» проблем не будет. Кроме одной: сама она пустышка и держится на плаву за счет ресурсов Кремля. Таким образом, это будет всего лишь перекладывание ресурсов из одного кармана в другой. Кремлевской элите это в нынешней ситуации дает мало.
Другое дело ЛДПР, за счет которой можно было бы в значительной степени решить проблемы «Единой России». Тем более, что ЛДПР была создана еще советской партийной, хотя по своей сути уже тогда антикоммунистической, бюрократией и КГБ в 1989 году, до распада СССР, и с самого начала создавалась на будущее и рассматривалась как «свой среди чужих», то есть прокремлевская партия в лагере будущей политической оппозиции.
Владимир Жириновский, который «сел» на это дело, со своей задачей все эти годы справлялся (не зря же ЛДПР называется до сих пор «партией Жириновского»), а теперь настало время его менять. Жириновский стал стар. Ему пора на покой, заслуженный и почетный, с возможностью временами появляться на публике и развлекать ее, пугая своим возвращением. Меняя Жириновского, можно будет и окэшить политический капитал ЛДПР, то есть конвертировать этот политический капитал, электорат ЛДПР в политический капитал и электорат «Единой России».
Однако, с заменой Жириновского все оказалось совсем не просто. Во-первых, ЛДПР из партии маргиналов и крикунов в последние годы неожиданно для всех превратилась в партию, которая имеет не только реальную опору, но свой храктер и свою сущность, в том числе политическое «лицо». Во-вторых, внутри партии стали появляться лидеры, которые не только могут заменить Жириновского, но и которых сам Жириновский готов поддержать как своих преемников. И главным в этом списке стоит (или стоял) Сергей Фургал.
Уходя официально из большой политики, Жириновский, видимо, планировал вывести из политики и избавить от рисков своего сына, Игоря Лебедева, нынешнего Заместителя Председателя Государственной Думы от партии ЛДПР. Жириновский, видимо, понимает, что тому без «крыши» отца не выжить. Тем более, что в него уже «вцепился» Навальный, припасший пухлую «папочку» на Лебедева. Шансов на то, что Лебедев наладит такие же отношения с Кремлем, как и его отец, и Кремль не даст запустить «папочку» Навального или папку ФСБ, нет никаких от слова «совсем». При этом двойном уходе освобождится не только место лидера партии, но и место Заместителя Председателя Государственной Думы.
Именно Сергея Фургала, буквально за несколько недель до его ареста, Жириновский обсуждал в качестве кандидата на пост лидера партии ЛДПР и Заместителя Председателя Госдумы. Жириновский готов был отдать свое политическое наследие именно Сергею Фургалу… Попробуй арестуй Заместителя Председателя Госдумы после этого!
Заблаговременно произведенный арест выбивает все планы Жириновского. На место Фургала теперь никто не пойдет. Лидером партии после ухода Жириновского может остаться только Лебедев или тот, кого назначат в «Единой России» для передачи дел, денег и электората.
Если же Лебедев вдруг решится продолжить дело отца и начнет артачится, пытаясь играть свою игру, «папочки» пойдут в дело. Папка ФСБ для ареста или выталкивания Лебедева в эмиграцию, а «папочка» Навального для поднятия авторитета нынешней власти и создания имиджа борца против коррупции для «Единой России».
Вариант казался беспроигрышным, но произошло непредвиденное. Народ Хабаровского Края поднялся за Фургала, и этот подъём оказался настолько мощным, что представить его как протест местных бандитов и «команды Фургала» не получается. Кроме этого, Жириновский тоже пошел на конфликт серьезно, понимая, что уничтожение Фургала будет означать конец того ЛДПР, которое Жириновский сумел создать.
А что, собственно, представляет сегодня ЛДПР? В чем ее опора и потенциал? И тут есть тоже интересные моменты… Но об этом в следующей части.
(Продолжение следует)