Анкоридж стал моментом, когда миру было объявлено создание нового мирового порядка, хотя ничего об этом не было сказано. Можно было выключить звук телевизора и не слушать выступления Путина и Трампа, комментарии и сообщения СМИ. Сама картинка говорила всё.
В Анкоридже, а затем и в Вашингтоне, ничего не было сказано ни о конкретных договоренностях между Трампом и Путиным, ни о содержании разговора Трампа с Зеленским.
Нынешняя команда Трампа отличается от прошлой его Администрации по нескольким важным параметрам, в том числи и тем, что утечки из Белого дома абсолютно исключены. Если ведутся секретные переговоры или разрабатываются планы, которые другим знать не следует, то информация выдается только для прикрытия реального содержания переговоров.
Показательно, что директор Национальной разведки США Тулси Габбард потребовала от американского разведывательного сообщества не делиться с союзниками по объединению «Пять глаз» какими-либо сведениями о российско-украинских мирных переговорах.
Оба события, саммит Трампа и Путина на Аляске и переговоры между Трампом и Зеленским в Белом доме, отличаются высоким уровнем секретности. О содержании и достигнутых договоренностях на этих двух встречах практически ничего не известно конкретного. И это говорит о многом.
Однако, секретные договоренности неизбежно начинают формировать последующие события, и по тому, что происходило в Вашингтоне, как развиваются события в российско-американских отношениях, а также вокруг и внутри Украины, можно предположить, что в Анкоридже были окончательно достигнуты договоренности между Трампом и Путиным о том, что наступил период формирования равноправных отношений и сотрудничества между Россией и США.
Более того, выстраивается ось Вашингтон – Москва, и вокруг этой оси будут выстраиваться их отношения с Китаем и другими ведущими державами мира.
Необходимость этого обусловлена прежде всего интересами США. Россия давно стремилась к этому, но Трамп только сейчас окончательно признал Россию как равноправного партнера.
Именно интересы США формируют повестку и характер развития отношений между Москвой и Вашингтоном, и эти интересы сконцентрированы на нескольких направлениях:
Экономические интересы США
Главное направление в экономике и финансах – это обеспечение быстрейшего перехода США на новый уровень технологического развития, что делает энергетику и распределение энергоресурсов основным направлением во внешней политике. США должны обеспечить внутренний рост производства энергии в два раза за ближайшие четыре года. Этот рост необходим для перехода на новый технологический уровень и сохранение лидерства в науке, ИИ, экономике и военной сфере.
Здесь необходимо сотрудничество с Россией в нескольких зонах. Первое, Арктика, где сосредоточено боле 25% мировых ресурсов, где пролегают кратчайшие транспортные пути соединяющие США, Китай, Тихоокеанский регион с Европой, Ближним Востоком и Северной Африкой. В случае обострения ситуации в Красном море и на Ближнем Востоке, – а это вполне ожидаемо, – именно Арктика станет основным транспортным и энергетическим коридором, и там именно США и Россия становятся главными операторами.
Фактически, Арктика превращается во внутреннюю зону американо-российского сотрудничества, где Китай, Индия, и другие страны могут участвовать как вторичные инвесторы в проекты и пользователи инфраструктурой.
Для США сотрудничество с Россией в Арктике имеет приоритетное значение, в том числе и потому, что, во-первых, только российские нефтяные и газовые компании имеют технологии и опыт работы, бурения, добычи ресурсов в зоне вечной мерзлоты, а во-вторых, Китай и Индия, арабские страны сейчас уже заходят ускоренными темпами в российскую зону Арктики.
США нельзя упустить время. Поэтому сейчас создаются американо-российские СП по работе в Арктике, как на территории России, так и США, и в создании этих СП участвуют крупнейшие американские компании, в том числе EXXON-MOBIL, и государственные корпорации России Роснефть и Газпром.
Вторым по приоритету и значению для США направлением является развитие сотрудничества с российскими корпорациями в самой России, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке, где также сосредоточены огромные ресурсы и где уже готовы активно наращивать свое присутствие Китай, Индия, ОАЭ и другие страны.
Американские транснациональные корпорации в 1990-х годах приняли решение ограничить свое присутствие в России по причине коррупционных конфликтов и развивать свои мощности в Китае, что стало основным драйвером развития экономики Китая. Теперь корпорации США вынуждены ограничить свою производительную активность в Китае. Приоритетными зонами развития стали сами США, а вне США наибольший потенциал для развития теперь имеет Россия, где Путин гарантирует Трампу режим наибольшего благоприятствования.
В частности, Россия согласилась на участие корпораций США в развитии транспортной инфраструктуры на ее территории, а эта инфраструктура связывает по суше Китай, Японию, Юго-Восточную Азию с Европой, с выходом на Ближний Восток и Северную Африку. Участие в транспортных и производственных проектах России позволит США, – конечно, в дозволенных Москвой рамках, – влиять на ситуацию от границ Китая на Север и Восток, включая Среднюю Азию, до Атлантики.
В этих условиях, ни о каких значительных санкциях против России со стороны США не может быть речи.
Для США важной зоной стало Закавказье, где США стремятся получить контроль над Зангезурским коридором, связывающим Турцию и Ближний Восток с Каспийским регионом и Средней Азией, а также Ираном. Недавно в Вашингтоне был подписан соответствующий протокол между Азербайджаном и Арменией. Контроль над Зангезуром, как считают в Вашингтоне, позволит США контролировать экономические потоки и борьбу за доминирование на Ближнем и Среднем Востоке, где основными претендентами на роль лидеров выступают Израиль, Иран и Турция.
Россия не сопротивляется открыто этим планам по нескольким причинам.
Во-первых, для России сейчас отношения с США имеют приоритет, и нейтралитет Москвы в отношении, например, Зангезура может быть «продан» Вашингтону с выгодой для Москвы.
Во-вторых, эта зона, где Иран будет сопротивляться росту влияния США, Израиля и Турции до последней возможности, и Россия некоторое время может расслабиться и «курить в сторонке».
В-третьих, Россия сохраняет за собой стратегически важнейшие плацдармы в Закавказье: Абхазию, Южную Осетию, военную базу в Армении, которые позволяют контролировать все транспортные и энергетические потоки через Закавказье и резко нарастить своё присутствие в случае необходимости.
При этом, Москва не рассматривает Закавказье как возможный регион бурного экономического развития и понимает, что в ближайшее десятилетие там будет нарастать политическая нестабильность, конфликты, что создаст проблемы для США, Турции, Ирана. А выйти из периода обострения, конфликтов и нестабильности народы Закавказья без России не смогут. История повторяется и повторится, и грузины, армяне и азербайджанцы опять обратятся к России, чтобы Москва смогла обеспечить им стабильность и их безопасность.
Важным регионом экономического развития в 21 веке будет Африка, и Россия, Китай, Индия там наращивают своё присутствие и влияние. Особый этап начался с появления подразделений «Вагнера» в Африке и активного вытеснения европейских стран. Проект «Вагнер» был сорван кланом, который руководил министерством обороны России до 2024 года, но теперь сложилась ситуация, когда, особенно после прекращения военных действий на Украине, Россия не только сможет, но и будет вынуждена развернуть проект «Вагнер-2», возможно, в кооперации с другими странами, как международный проект. В этой ситуации, Вашингтону необходимо найти вариант взаимодействия и сотрудничества с Россией в Африке.
Особым направлением развития экономики и военной сферы становится космос. НАСА и американские космические корпорации заинтересованы в развитии сотрудничества с Россией в космосе, в том числе в создании ядерной энергетики за пределами Земли, где за Россией закрепилось лидерство. СССР занимался этими разработками с середины 1980-х годов, и сейчас Россия готова совершить качественный скачок.
После подписания Украиной соглашения о создании американско-украинского инвестиционного фонда, США получили возможность взять под контроль на Украине не только производство энергии, сельхозпродукции, транспортную инфраструктуру, в том числе морские порты, но и поставки энергии, а также газа и нефти, аммиака и минеральных удобрений через Украину из России в Европу, Китай, Ближний Восток и Африку. И Россия показывает свою готовность стать для Американского фонда партнером не только в поставках, но и в развитии инфраструктуры, естественно, в послевоенное время.
Международные отношения
Новые технологии создают виды вооружений, которые по своей эффективности на несколько порядков превышают уровень современного оружия и военной техники. На этом уровне развития гонка вооружений грозит выходом на неконтролируемый уровень. И это осознают как в Москве, так и в Вашингтоне, и в Пекине.
Однако, эффективный контроль за гонкой вооружений и обеспечение гарантий безопасности невозможны в условиях противостояния, тем более войны, пусть даже региональной и с использованием прокси. Гарантии безопасности могут быть основаны только на доверии, сотрудничестве в критически важных отраслях и взаимно проникающей кооперации.
Особое значение имеет договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Существующий договор СНВ-3 прекратит свое действие в феврале 2026 года. В условиях войны на Украине, договор уже не работает. Заключение нового договора между США и Россией является жизненной необходимостью.
Не меньшую угрозу для США представляет собой сближение группы БРИКС, трансформация БРИКС в политический, экономический и военный союз, направленный против Запада.
В БРИКС главными экономическими и финансовыми центрами становятся Китай, Индия и Россия, а военными центром выступает именно Россия. Вокруг основателей БРИКС собирается мощная группировка из быстро развивающихся стран. В настоящее время эта группировка уже насчитывает 10 государств, и некоторые из них претендуют на региональное лидерство, в том числе Иран, ЮАР, Бразилия, Индонезия. Через Россию и Китай боевым отрядом БРИКС выступает также КНДР. Все это несет стратегические угрозы США и их союзникам.
Трампу необходимо срочно остановить консолидацию БРИКС, приостановить его развитие в политический союз, предотвратить его трансформацию в военный блок.
Этого можно добиться созданием новой высшей лиги, в которую войдут на первом этапе США, Россия, Китай и Индия. Это позволит США развивать с каждым членом Группы Четырех отдельные отношения, разыгрывая отдельные партии как составные части Большой игры, и проведет раздел между тремя лидерами БРИКС и остальными государствами объединения, и таким образом затормозит процесс объединения.
Все это надо подготовить и согласовать до встречи 3 сентября в Пекине лидеров стран-членов Шанхайской организации сотрудничества. В Пекине пройдет празднование 80-летия окончания Второй мировой войны. Это будет саммит, в котором мировой порядок будут обсуждать Си Цзиньпин, Владимир Путин, Нарендра Моди. У Трампа будет возможность присоединиться к ним, и перевернуть игру, возглавив первую встречу лидеров Большой Четверки.
Война на Украине
Однако, есть одно препятствие на пути всех этих планов, которое мешает всем участникам Большой игры. И этим препятствием является война на Украине. Именно поэтому Трамп и Путин договорились в ходе саммита в Анкоридже об окончании войны и прекращении боевых действий на Украине.
Причем, это должно быть мирное соглашение, исключающее возобновление конфликта, а не временное прекращение огня, которое может быть использовано любой стороной конфликта как оружие шантажа и давления на всех, кому мир на Украине и в Европе необходим, а в нынешней ситуации, на США и Россию прежде всего. Трамп и Путин понимают, что временное перемирие и угроза его срыва станут орудием шантажа в руках Зеленского.
Путин не имеет возможности решить вопрос с Зеленским напрямую. Зеленский пришел к власти и был избран как президент мира и пророссийский политик, но создал Украину как «Анти-Россию». Он несколько раз отказывался от договоренностей с Путиным, в частности, от выполнения достигнутых в Минске и Стамбуле договоренностей, что в России было воспринять как откровенный обман.
Более того, по личным соображениям, – а Зеленский в недалеком прошлом так оскорблял Путина открыто в СМИ, за что в России не только бьют, но и убивают, – Путин не сможет иметь дело с Зеленским как с политиком равного уровня. Это будет для него неприемлемым унижением. Путин может иметь дело с Зеленским только после признания Зеленским своего поражения и согласия на условия Кремля.
На все это накладывается еще и нелегитимность Зеленского, который не проводил в Украине выборы, в том числе президента, ссылаясь на военные действия, что противоречит конституции и законодательству Украины.
Однако, Зеленский остается у власти в Киеве, и он держит власть в своих руках твердо. Поэтому важнейшими факторами в решении украинской проблемы являются нежелание Зеленского признавать потери территории и неизбежность поражения Украины, а также твердая поддержка части европейских лидеров, прежде всего Великобритании, Германии, Франции и Италии, борьбы Украины с Россией.
В этой ситуации, разрешить проблему с Зеленским и обеспечить его согласие на прекращение войны на приемлемых для России и США условиях мог только Трамп. Именно согласие на то, что Трамп возьмет на себя решение проблемы с Зеленским и европейскими лидерами, поддерживающими продолжение военных действий, было одним из важнейших результатов саммита в Анкоридже.
По тому, как развивались события в Вашингтоне в ходе переговоров Трампа с Зеленским, а затем с лидерами Европы, которые прибыли в Белый дом поддержать Зеленского, в Анкоридже Трамп и Путин выработали два варианта решения «проблемы Зеленского»:
- Вариант Первый. Трамп убеждает Зеленского и добивается, используя все средства, в том числе имеющийся компромат на Зеленского и его окружение, добровольного согласия пойти на прекращение сопротивления и военных действий. Зеленский соглашается пересмотр политического курса и восстановление отношений с Россией, возвращение собственности и прав Украинской Православной церкви. Он восстанавливает права русскоязычной части населения страны. Зеленский соглашается на обмен территориями, и отдает России часть Донецкой области, которая до сих пор находится под контролем ВСУ, получая взамен территории Сумской и Харьковской областей, а также других областей, где территории окажутся под контролем российской армии, и соглашается на раздел Украины по линии боевых действий. И главное, Зеленский должен согласиться на проведение выборов и выпустить из тюрем своих противников.
Этот вариант изначально рассматривался Вашингтоном как маловероятный, а Москвой как невозможный, но, судя по поведению Трампа и Зеленского в Вашингтоне, Трамп сделал попытку наездом на Зеленского добиться его согласия на выдвинутые условия, но Зеленский отказался и смог убедить Трампа в невозможности принятия им этого варианта.
Невозможность этого варианта объясняется несколькими причинами, но главное, угрозами, которые этот вариант развития событий несет лично Зеленскому, его ближайшему окружению, а также евреям Украины. Если Зеленский пошел бы на принятие этих условий, он был бы немедленно свергнут и уничтожен правыми националистами-радикалами, а по Украине прокатилась бы волна погромов. И Трамп, видимо, понял это в ходе разговора с Зеленским.
- Вариант Второй. Зеленский, по внутриукраинским политическим причинам и угрозам его безопасности, отказывается официально изменить политический курс и передать территории Донбасса России, продолжает боевые действия, однако соглашается действовать согласовано, в контакте с США, в соответствии с секретными договоренностями.
При этом, Трамп и Путин должны гарантировать ему его личную безопасность и защиту интересов его ближайшего окружения.
Европа оказывает поддержку Украине, оплачивает поставку вооружений, в том числе американского, в сумме до 100 миллиардов долларов, берет на себя экономическую, гуманитарную и политическую ответственность за последствия продолжения войны, соглашаясь, что США не просто выходят из войны, но начинают активно развивать сотрудничество с Россией.
Россия получает возможность интенсификации боевых действий, используя свое превосходство в военной силе, продвигается по Украине и наносит ущерб националистическим формированиям ВСУ, снижая их влияние и угрозы Зеленскому.
При этом, Россия не наносит удары по объектам, которые представляют особый интерес для Американо-украинского фонда, который начинает свою работу на территории Украины.
Россия и США выкладывают в СМИ информацию о реальных потерях ВСУ, ситуации на фронте, коррупции в Украине, при этом ограничивая информацию, направленную против лично Зеленского.
Этим объясняется появившийся в СМИ через день после отказа Зеленского от принятия условий России слив документов Генштаба ВСУ, в соответствие с которыми потеря ВСУ в войне убитыми и пропавшими без вести уже составили свыше 1.7 миллиона военнослужащих.
Также были произведены аресты в Польше и Италии двух украинских бывших военнослужащих, сотрудников ГРУ, которые обвиняются в участии в подрыве газопроводов Северный поток 2. Это удар не только по Украине и ее отношениям с Европой, но и удар по Байдену и демократам США. Одновременно, по сообщениям украинских СМИ, в США был уволен глава Разведывательного управления Минобороны (DIA) генерал-лейтенант Джеффри Круз, а также два адмирала ВМС США, отвечавшие за морские спецоперации.
Это говорит и о том, что США и Россия договорились о запуске и совместной эксплуатации газопроводов из России в Европу, в том числе Северных потоков, что резко снизит поддержку Украины в Европе.
В результате боевых действий и потерь на фронте, в том числе территорий, соглашение о прекращении войны будет воспринято в Украине как неизбежность. После этого Зеленский объявит об окончании войны и выборах президента.
*
Сейчас воплощается Вариант Второй. Однако, это не означает, что события будут развиваться именно так, как договорились Трамп и Путин, потому что у Зеленского есть свой вариант будущего своего и Украины.
Вариант Зеленского. Украина, опираясь на поддержку Европы, наращивает сопротивление России и наносит удары по территории такой силы, нанося такие потери экономики, которые вызывают в России резкий взрыв недовольства, что заставляет Путина согласиться на остановку войны по линии фронта.
В Украине проводятся выборы под контролем Киева и европейских стран, что позволяет исключить активное участие и победу на выборах пророссийски настроенных соперников Зеленского.
Наиболее вероятными соперниками на выборах Зеленского в Европе и самом Киеве рассматривают военных, в том числе начальника ГУР Буданова, лидера националистов и их военных подразделений, в том числе «Азова», Билецкого и бывшего командующего ВСУ Залужный.
Потери на фронте, разрушение инфраструктуры позволит Зеленскому снизить поддержку военных среди избирателей и организовать свою победу. После выборов Зеленский получит поддержку в Европе, которая позволит ему добиться вступления Украины в ЕС или заключить соглашение, которое обеспечит финансовую и экономическую поддержку Украине на ближайшие годы.