Мир после Крыма, ч. 5, Выбор Путина и России

Украинский кризис поначалу складывался не в пользу России. Путин, связанный Олимпиадой в Сочи, был вынужден молча наблюдать за поглощением Украины Евросоюзом и НАТО. ЕС и США, казалось, полностью контролировали ситуацию, прежде всего, на Западе Украины, в Киеве и его сердце Майдане. Они поставили во главе Украины «свое» правительство и запустили план разделения Украины и России в действие.

Однако, вынужденное «молчание», пауза, позволили Кремлю хорошо проработать ситуацию и подготовить контрвыпад. Как только завершение Олимпиады развязало руки, Кремль, казалось, загнанный в угол, сумел вывернуться из трудной ситуации и получить свой приз за победу в первой части схватки за Украину – Крым и Севастополь. Путинская Россия присоединила Крым, пользуясь слабостью власти в Киеве, растерянностью и медлительностью зачарованного своими успехами Запада.

Здесь можно сделать вывод: в ситуации, когда законы не работают, а противники действуют из интересов и права сильного и наглого, российские волки не уступают Западу, даже имеют определенное преимущество. Путинский режим жестче организован, готов к небольшой, но жестокой схватке, у него меньше внутренних тормозов и оппонентов, способных замедлить или сорвать процесс принятия решений и их исполнения. Он лучше понимает ситуацию в Украине, лучше там ориентируется, имеет сильные рычаги влияния, несмотря на то, что в Киеве к власти пришла антироссийская группировка.

Теперь Путин взял паузу и смотрит, как развивается ситуация в Украине, прежде всего, на Юге-Востоке. Одновременно, он пытается вернуться в G8, за стол переговоров с американцами и европейцами, а также новой властью в Киеве, но уже с более сильных позиций. Он хочет показать, что без России решать эффективно вопросы мировой политики у G7 не получится. Для подкрепления
своих позиций на границе с Восточной Украиной сконцентрирована группировка войск, а в украинских городах периодически проходят демонстрации с требованиями проведения референдумов.

Время, как считают в Кремле, играет на Путина. Экономические трудности, кризис, рост социальной напряженности Украине избежать не удастся, даже если Обама договорился о том, что Саудовская Аравия выделит Украине 15 миллиардов долларов дополнительно к тем 14-18 миллиардам, которые выделяет МВФ, США и Евросоюз. За эту помощь США поставят сирийским повстанцам современные вооружения и постараются додавить Асада.

Снижение жизненного уровня в материковой Украине неизбежно. На фоне бурного строительства объектов и инфраструктуры в Крыму «а-ля Сочи», это будет особенно заметно. Экономический и социальный кризис будет гнать жителей пророссийских регионов материковой Украины на улицу. На это Кремль и рассчитывает.

Выделенные Украине Западом, МВФ и саудовцами средства уйдут, прежде всего, в Газпром (и, — жизнь понимает толк в шутках, — в банк «Россия»), а затем на выплату других долгов и закрытие дыр в украинском бюджете. Часть этих средств, по коррупционной наклонной, стекут в карманы и на счета чиновников и в бюджеты предвыборных штабов кандидатов на пост президента Украины. А затем по той же наклонной, по той же схеме заработает предвыборная кампания в Верховную Раду. Украина настолько коррумпирована, что большинство элиты даже не понимает, что такое коррупция. Критикуя коррупцию, выступая против нее, они спокойно занимаются тем же самым, чем занимались при Ющенко и Януковиче, потому что считают большинство коррупционных действий «естественными». В Киеве сейчас все против коррупции, но у других, а не у себя.

Остановить и скрыть хищения в ближайшее время при нынешней власти будет невозможно. Антикоррупционные силы Майдана растут, контроль за госрасходами становится все более жестким, информация быстро выходит в СМИ, но при этом в элите сохраняется старая мораль, и коррупция не уменьшается. В этой ситуации антикоррупционные силы будут наращивать давление на нынешний режим и требовать смены элиты.

Как это воспримет Запад? На чью сторону он встанет? На сторону растущего и крепнущего антикоррупционного движения? Или, ради сохранения спокойствия в Украине и своего контроля, на сторону власти? Есть надежда, что США и Евросоюз начнут активно помогать тем силам, которые требуют коренной перестройки украинского общества и восстановления нравственных начал в политике. Если же украинская революция окажется незавершенной, то это приведет к очередному противостоянию власти и общества.

Избежать экономического кризиса нынешняя власть Украины может только при поддержке и Запада, и России. Как минимум, от Путина требуется хотя бы не мешать Украине: не блокировать экспорт ее продукции, не настаивать на платежах, не раскачивать внутриполитическую ситуацию и т.д. Путину избежать искушения будет трудно и невыгодно. Он согласится сидеть тихо, только если новая власть заинтересует путинский клан, то есть согласится на условия, на которые согласился перед Майданом Янукович.

В этой правде есть доля шутки: все, за что ненавидели и свергали Януковича лидеры оппозиции, теперь им приходится делать самим. Они уже отказались от запрета русского языка, от виз для российских граждан. Они отказались от подписания Соглашения с ЕС, а подписали унизительный огрызок без финансовой и экономической частей, где осталась только политическая преамбула, из которой выкинули все, что касалось вопросов безопасности Украины: ЕС гарантировать безопасность Украины отказался.

Янукович бы такое «Соглашение» подписал с радостью, а Путин бы его с этим поздравил.

Оппозиция отказалась защищать Крым и свои войска в Крыму, численность которых (22 тысячи военнослужащих) была выше численности российской группировки в Крыму. Крым сдали без выстрела.

Осталось только продать тихо путинскому клану то, что он хочет купить, и получить поддержку Путина.

В этой ситуации Кремль понимает, что имеет шансы не только вернуться за стол переговоров о судьбе Украины, но и, действуя с позиции силы, заставить Запад и Киев принять его условия. Путин инициировал начало переговоров, обсудив это в телефонном разговоре с Обамой. Лавров встретился в Париже с Керри, и, видимо, выдвинул такие требования, которые «с ходу» Керри, Брюссель и правительство Яценюка принять не могут. Вашингтону нужно «переварить» предложения Москвы, обсудить их с Брюсселем и убедить согласиться с ними Киев. Или выработать с Киевом и ЕС согласованную позицию. Отсюда постоянное повторение Керри, что «США не намерены принимать какие-либо решения без Украины».

Если Вашингтон, Брюссель и Киев не пойдет на условия Москвы, то Путин, вероятно, будет ждать экономического и социального коллапса, тихо подталкивая к нему Украину, а потом обвинит во всем этом ЕС, США и нынешнее руководство в Киеве, а потом будет действовать в соответствии со сложившимися обстоятельствами.

Однако, позиции Путина и его режима выглядят сильными только на первый взгляд. Когда две системы начинают активно взаимодействовать, тем более, бороться, они становятся взаимозависимыми. Путин и Кремль все более погружаются в украинские дела, все более затягиваются в украинский кризис, втягивая в него всю Россию. Все, что будет делать в Украине Путин, будет бить по России, стоить ей усилий, денег, приносить экономические, нравственные и, в конечном итоге, политические потери.

Запад, видимо, принял для себя решение: «Карфаген должен быть разрушен». Как бы ни складывалась ситуация в будущем, о чем бы не договаривалась Москва с Вашингтоном, Лондоном, Берлином и Брюсселем, Запад будет делать все для достижения одной поставленной цели, для решения одной задачи: свержения Путина, уничтожение его режима. Об этом не говорят открыто, но понятно, что Запад Крым Путину не простит. Путин перешел в разряд Асада, Каддафи, Хуссейна. Дело перешло на личности, а когда дело в политике переходит на личности, то, как правильно заметил сам Путин, Запад своего «обычно добивается».

Санкции, «список Обамы», направлены именно на Путина, на его окружение, на ближайших и доверенных людей, которые занимаются его личными делами. Несомненно, что санкции будут разворачиваться в трех направлениях: поиск и арест счетов и собственности фигурантов; создания для них условий, при которых невозможно их существование в международном сообществе, в том числе, в финансовой, экономической и политической сферах; расширение списков путем присоединения к ним родственников, помощников, подельников, то есть всех тех, кто обеспечивает сохранность их богатств не только за рубежом, но и в России. Фактически, началась международная люстрация путинского режима. Через небольшое время мы узнаем много подробностей о жизнедеятельности фигурантов списка. Затем против них будут возбуждены уголовные дела, выписаны постановления об аресте не только их имущества, но и самих любимых (подробнее см. https://valerymorozov.com/news/2120 ).

Второе направление наращивания давления на режим – подрыв его экономической основы. И это не менее неприятно, чем арест и конфискация личных богатств, но более опасно для режима. Неэффективность и однобокость российской экономики теперь становится не просто недостатком, но угрозой Путину и его окружению. Стагнация, падение ВВП (не В.В.Путина, естественно), запрет на импорт стратегически важной продукции, снижение мировых цен на энергоносители, вытеснение России с зарубежных рынков, — все это может привести к экономическому и социальному кризису, который режим не выдержит.

Крым – приз, за который Путин и Кремль заплатят очень дорого, и цена эта будет возрастать, если Путин не пойдет на быстрые и решительные реформы.

О том, что Путин должен сделать в экономической и политической сферах, я подробно сейчас останавливаться не буду. Это тема для отдельного материала. Однако, назову несколько шагов, которые ему следует сделать:

  1. Резко сменить экономическую модель развития страны. Вернуться к той модели, которая прорабатывалась в «молодежном» крыле руководства КПСС в конце 80-х годов, которая была погребена под завалами «реформ» Ельцина, Гайдара и Чубайса, которая была воплощена в жизнь Китаем.

Эта модель предполагает развитие (тогда планировалось сохранение) государственного сектора в промышленности и сельском хозяйстве как основы развития экономики, обеспечивающего рост других секторов экономики, в том числе предприятий кооперативной, акционерной и частной формы собственности.

  1. Создание предприятий государственного сектора необходимо соединить с процессом реприватизации, то есть передачи пакетов акций создаваемых предприятий частным лицам (прежде всего, работникам данных предприятий), а также профессиональным объединениям, университетам и учебным центрам и связанным в единую производственную цепочку предприятиям разной формы собственности.

Так, например, создание предприятий по переработке и хранению сельхозпродукции должно сопровождаться передачей пакетов акций заинтересованным в поставках продукции фермерам, частным агрофирмам.

Именно государственный сектор, как доказывает китайский опыт, позволяет стимулировать развитие частного предпринимательства, задает ценовые рамки рынку, ограничивая спекуляции и неоправданное завышение цен, предотвращает монополизацию и сговор.

Руководству России следует немедленно приступить к созданию вертикальных производственных комплексов на основе предприятий с государственным участием, с привлечением частного и зарубежного капитала, в сельском хозяйстве, в переработке и хранении продукции, в сфере ее реализации (магазины, кооперативные рынки и торговые центры). Зависимость от импорта сельхозпродукции и сырья для пищевой продукции может стать главной слабостью путинского режима.

  1. Одновременно должны быть созданы контролируемые государством предприятия по производству промышленной продукции, лежащей в основе производственной цепочки в других стратегических отраслях. Прежде всего, это касается нефтехимии, производства минеральных удобрений, элементной базы, средств производства.
  2. В энергетической сфере необходимо провести национализацию всех неэффективных и убыточных по причине многолетнего воровства и коррупции предприятий, сохраняя в частной собственности те, которые показывают эффективность и прибыльность.
  3. Обеспечить максимальный рост инвестиций в стратегические отрасли промышленности, науку. Для этого использовать валютные запасы, в том числе продав государственные казначейские обязательства США и существенно сократив запасы европейской валюты и ценных бумаг. Деньги должны работать в России.
  4. Провести резкое сокращение штатов и затрат в государственных компаниях нефтяного и газового секторов, обеспечить снижение или, по меньшей мере, заморозку цен на газ и нефтепродукты, а также электроэнергию внутри страны.
  5. Принять законодательные меры по ограничению вывоза капиталов, прежде всего, прибыли, за рубеж российскими гражданами и компаниями, провести реальную деофшоризацию. Государственную поддержку должны получать предприятия, учредители и акционеры которых оставляют прибыль и выплачивают налоги в России.
  6. И самое главное: начать реальную борьбу с коррупцией, чистку государственного аппарата, госмонополий и госкорпораций, снизить налоги и принять жесткие меры по борьбе с хищениями налогов и системой обналичивания и отмывания криминальных денег.

Принять законы о конфискации собственности коррупционеров, членов их семей, принять меры по аресту вывезенных денег за рубеж и их возвращения в бюджет.

Представить, что путинский режим предпримет эти действия, трудно. Фактически, это будет означать коренную ломку и замену основ путинского режима. Способен ли на такую трансформацию, на самореформирование и самоочищение существующий в России режим? Надежды мало. Но другого пути у режима нет. Механизмы, запущенные «списком Обамы», решениями о ликвидации зависимости Европы от российских энергоносителей, выдавливании России с рынков, эмбарго на стратегические виды продукции, будут продолжать работать. Дальнейшие события в Украине могут лишь привести к усилению давления на Путина и режим.

Развитие Таможенного союза и отношений с Китаем, Ираном и Индией компенсировать потери от конфликта с Западом не может. Это лишь позволит оттянуть кризис, но приведет к росту зависимости от того же Китая.

Если Путин не начнет реформирование системы, если потеряет время, пытаясь обойтись видимостью реформ, как это он дела до сих пор, резкое обострение ситуации в России произойдет в течение года. И тогда может оказаться, что время потеряно безвозвратно.

(Продолжение следует



Запись опубликована в рубрике Новости с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.