Готовясь к интервью, Владимир Путин, естественно прорабатывал с помощниками и консультантами различные варианты ответов на возможные вопросы. Теперь не важно, насоветовал ли ему кто-то, или он сам принял решение солгать на вопрос: находятся ли российские войска на территории Крыма за пределами военной базы Черноморского флота? Важно другое: Путин солгал, ответив: «Нет». И сделал стратегическую ошибку.
Если бы Путин признал присутствие российских войск за пределами российской базы Черноморского флота, объяснил это «просьбой Януковича и правительства Крыма», если бы он заявил, что российские войска защищают объекты от антирусских провокаторов и возможных террористических актов против российских войск и частей украинских вооруженных сил, что российские военнослужащие находятся за пределами базы временно и вернутся на базу, как только ситуация будет взята под контроль отрядами самообороны и правопорядка Крыма, никакой серьезной проблемы бы не было. Протесты в Киеве, Европе и США были бы, но они из морально-этической, юридической и стратегической плоскостях перешли бы только в юридическую, а юридические споры – дело привычное и долгое.
Ложь Путина поставила под удар и его самого, и его политику, его стратегию, и российских военных.
Заявив о том, что российских военных за границами базы Черноморского флота нет, Путин поставил их вне закона! Все действия против них теперь оправданы. Заявление Путина может быть использовано, как прикрытие, для нападения и даже убийства российских военнослужащих. Большего вреда собственным солдатам главнокомандующий сделать не мог. Отрицание присутствия войск за рубежом – старая советская традиция, но тогда был другой мир и другие правила игры. И ставить современную Россию на уровень Советского Союза, а отношения с Западом на уровень холодной войны – стратегическая ошибка.
Теперь ультранационалисты и западные спецслужбы попытаются поймать Путина на лжи. И это может быть не просто картинка: вот они стоят русские солдаты. Это может быть серия провокаций, в результате которых картинка может быть другой: вот они трупы русских солдат, которых нет, а вот трупы украинцев, которые есть.
Интервью Путина изменило многое. До интервью сложилось равновесие сил. Путин достиг цели, к которой стремился на данном этапе украинского кризиса. Его приняли в закрытый клуб тех, кто решает судьбу Украины, он стал не просто равным партнером, а основными игроком. У него появилась уверенность, и может быть эта уверенность и сыграла с ним злую шутку.
Если до интервью ухудшение положения в Украине только бы усиливало позиции России, то теперь в усилении противостояния будут винить именно Путина. И самое опасное, если эскалация конфликта и напряженности произойдет в Крыму. А для этого есть все условия.
Крым является одним из главных «призов» в борьбе США, Европы и России за Украину. Именно в Крыму сконцентрированы самые большие запасы сланцевого газа в Европе. И если в других частях Европы разработка сланцевого газа сталкивается с волной протестов, которая, кстати, частично спонсируется Газпромом, то в Крыму американские компании могли начать разработку газа спокойно и в ближайшее время. Украина могла бы превратиться в главного поставщика газа в Европу и заменить Россию. И газопровод тянуть было не надо.
Россия в этом случае ничего сделать не могла, именно поэтому, например, американская «Шеврон», которая готовилась вести добычу газа в Крыму, практически, в России не работает: применить против нее санкции или надавить каким-либо образом Россия не может. И именно по интересам таких компаний нанес удар Путин, взяв под контроль Крым.
Сейчас Путин контролирует полуостров, и США, которые находятся далеко от Украины и, казалось бы, не имеют в Украине особых интересов, защищая интересы своих компаний, занимают самую жесткую позицию в отношении России и настаивают на санкциях против нее больше Европы.
Путин пока держит под контролем ситуацию в восточной Украине, и, как показывает его интервью, он влияет, используя экономические и финансовые рычаги, на ситуацию в Киеве.
Его заявление во время интервью о том, что Москва готова предоставить обещанные 15 миллиардов долларов Киеву, но западные партнеры просили пока этого не делать, а предоставить деньги по каналам МВФ под гарантии проведения реформ в Украине, говорит о следующем:
1. Запад и МВФ преподносят себя сейчас как главных спасителей украинской экономики, но за ширмой есть уже договоренности, что Россия будет нести равные с Западом, а возможно, и основные расходы, будет главным донором. Это дает Путину уникальную возможность контролировать ситуацию, направляя или останавливая денежные потоки.
2. Предлагая схему финансирования реформ в Украине через МВФ, Запад заявляет о своей готовности взять ответственность за проведение реформ в Украине на себя, что также выгодно России. Реформы, особенно рост стоимости энергии, газа, бензина, увеличение пенсионного возраста, отказ от социальных льгот и дотаций населению, вызовут протесты. За это уже будут нести ответственность западные страны и новый режим, но не Россия и не Путин.
3. Запад выделил те же 15 миллиардов долларов новому правительству Украины в качестве технической и финансовой помощи, которые отказался выделить Януковичу, что и послужило началом кризиса в Украине. Однако, предоставлены деньги будут только после того, как Украина подпишет соглашение с МВФ и возьмет на себя обязательства по проведению непопулярных реформ. При этом, первые два миллиарда из выделенных денег уйдут Газпрому как погашение долга.
4. Россия готова предоставить деньги в любой момент, но тому правительству, которое будет представлять не националистов и радикальную оппозицию, а все регионы, прежде всего русскоязычные. Фактически, это означает, что Путин требует от Запада согласиться на начало контрреволюции и возвращение пророссийских политиков в украинское правительство.
Основным полем политических боев теперь стала Восточная Украина. Именно там остается самый главный рычаг давления на Киев. Именно там решается вопрос о сохранении единой Украины или ее разделе. И Путин не намерен ослаблять давление без гарантий получения Россией контроля над Крымом и Восточной Украиной, сохранения политического влияния в Киеве.
США и Европа сопротивляются, но с каждым днем их позиции ослабевают. И слабеют их позиции потому, что слабеет правительство Яценюка. У этого правительства истекает время. В ближайшие дни оно должно доказать, что контролирует ситуацию в стране и является легитимным. Ни того, ни другого Москве не нужно.
Этот конфликт интересов может привести к тому, что Киеву и Западу станет выгодно резкое усиление напряженности в Крыму, и ложь Путина дает им возможность не только взорвать там ситуацию, но и возложить всю ответственность за это на Путина и российских военных.
У Путина выход один: в ближайшие дни закончить формирование частей крымской самообороны, в том числе за счет «добровольцев» из российской армии, а затем официально от этих сил дистанцироваться. Но поверит ли в это мировая общественность?
Жизнь в стране, пронизанной коррупцией, где правит криминальное мышление, меняет сознание человека. И это сознание сыграло с Путиным плохую шутку. То, что проходит у него в России, не проходит в мире. Это в России он может говорить: “Коррупции на олимпийских объектах не было. Если были, то мы о них не знаем. Если сталкиваетесь с коррупцией, идите в суд. У нас правовое государство, и только суд решает, виновен человек или нет”. Это только в России трудно поймать его на лжи. Но введите в его утверждение одну замену: “суд” на ” суд в Лондоне” или “международный суд”, и всё его утверждение окажется лживым, и это можно будет доказать.
Путина не понимают в США и Европе, но и Путин и его окружение не понимает окружающий его мир. И именно это будет создавать для России реальные угрозы.