В Крыму и во всей Украине устанавливается политическое равновесие.
Картинки повторяются. Российские десантники прогуливаются у ворот украинской военной части в Крыму, на них смотрят солдаты украинской армии, которые стоят за воротами. Руководители спецслужб, командиры армейских подразделений и флота принимают присягу на верность Крыму. В городах Восточной Украины демонстрации в поддержку новой власти в Киеве сменяют демонстрации пророссийски настроенных граждан, и наоборот. Губернаторами Донецкой и Днепропетровской областей Украины Киев назначает украинских олигархов, контролирующих промышленность и поддержавших новое правительство.
Западные политики летят в Киев. Киев заявляет, что нашел деньги на зарплаты и пенсии, если народ согласится экономить на остальном. Европа и США ищут варианты, как профинансировать существование нового режима в Украине, зная, что в Киеве денег нет, и пытаясь найти гарантии того, что выделенные деньги не будут разворованы, но будут потрачены эффективно.
Западные политики делают резкие заявления в отношении России и Путина и не собираются ехать в Сочи на встречу G8. Американцы даже говорят об исключении России из Большой восьмерки, но с этим не согласны европейцы.
Путин и Меркель договариваются о том, чтобы создать комиссию ОБСЕ по расследованию событий в Украине и, естественно, в Крыму. Лавров выступает в ОБСЕ и напоминает этой организации о том, что она призвана защищать права человека, а в Киеве эти права нарушаются, приводит в пример запрет русского языка и патрули вооруженных националистов. ОБСЕ собирается в Украину.
Все это создает условия для политического маневра и переговоров.
Собственно, то, что и хотел Путин.
Всего лишь несколько недель назад с Россией и Путиным никто не разговаривал. России оставляли роль финансового донора Украины за обещание не выгонять Черноморский флот и сохранить какое-то влияние Украине (равное суммам российской экономической помощи). Россию сажали на иглу: плати за реформы в Украине, иначе потеряешь остаток влияния и базу флота. И это позиция была изначально ошибочной.
Украина лишком крупное государство, слишком много накопилось проблем, чтобы Европа проглотила ее, не поперхнувшись. И это при условии, что Россия осталась бы в стороне, на что могли рассчитывать очень недальновидные люди. Брюссель, его чиновники, показали свою политическую безграмотность, непонимания Украины и России, неумение прогнозировать и просчитывать развитие ситуации и действия противной стороны. Они хотели быстрого результата и получили переплетение проблем, решение которых без России невозможно.
Главная ошибка чиновников в Брюсселе была в том, что они рассчитывали на пассивность России, блокирование Путина Олимпиадой. Россия не осталась в стороне. Путин бросил войска, спецслужбы и ресурсы защищать интересы России и российского бизнеса в Украине, и Запад почувствовал, как Украина застревает у него в горле.
Ситуация, которая стремительно развивалась в прозападном направлении, стала замедлять свое развитие, постепенно приходя в равновесное положение. Теперь начинается период борьбы за то, в какую сторону начнет развиваться ситуация, когда равновесное положение будет нарушено.
Кто окажется сильнее?
На стороне революционных сил Украины и Запада многое: энтузиазм миллионов украинцев, готовность Запада помогать, нежелание Запада терять Украину, когда там уже привыкли считать ее сферой своего не просто влияния, но контроля.
Против них: гора экономических и долговых проблем, неэффективность нового правительства, наличие в руководстве экстремистов-националистов, что отталкивает не только русскоязычное население Украины, но европейских антифашистов, либералов и евреев. Против них нежелание Европы платить за сниженные расценки на газ, энергию, топливо для украинского населения и промышленности, за остатки социальных льгот социалистического прошлого. Но отказ от льгот и повышение цен может сказаться настолько негативно на отношении населения к новому правительству, что последует новый политический кризис. И что будет тогда с денежными вливаниями Запада? И что произойдет, если Россия опять активно вмешается в украинские дела, но уже в условиях нового кризиса?
На Западе и в Киеве приходит понимание, что без России решать дела в Украине слишком рискованно и дорого.
Но теперь Россия на роль пассивного финансового донора быть назначена не может. России нужна ее доля в Украине, доля ее собственности, влияния, стратегического присутствия.
Наступает время торгов и переговоров. Время перегруппировки сил. И это время играет против нового правительства, против Запада, за Путина и Россию. Время создает новые украинские долги и проблемы правительству в Киеве. Западу и Яценюку надо договариваться с Путиным и договариваться быстро. Чем дольше они будут тянуть, тем сильнее позиции Путина будут на переговорах.
Однако, если Киев правильно использует время, то и новое правительство может укрепить свои позиции. На втором этапе, в период равновесия сил, главным становится борьба за контроль над Восточной Украиной.
(Так же читайте: https://valerymorozov.com/news/2100, https://valerymorozov.com/news/2089, https://valerymorozov.com/news/2093, https://valerymorozov.com/news/2095 )