Украина на изломе: Кому революция отдаст власть?

Россия тихой путинской сапой устанавливает контроль над Крымом, устами Януковича обвиняет ЕС в обмане и срыве соглашения, подписанного в  Киеве им с лидерами оппозиции и министрами иностранных дел стран ЕС, и дает понять, что не собирается оказывать финансовую помощь и снижать цены на газ для правительства Яценюка. Россия готова помогать и давать деньги на пенсии, зарплаты и контракты только Крыму, то есть региону, который не признал новую власть в Киеве. Или другим регионам, которые пойдут по пути Крыма.

Европа сидит молча, но с открытым ртом, глядя на российские боевые вертолеты, пролетающие над Крымом, пораженная перспективой получить 45 миллионов украинцев себе на шею. Или породить полную политическую анархию и экономическую катастрофу в Украине. И нести за это ответственность, в том числе перед своими избирателями на предстоящих выборах в Европарламент. Как у великого Гайдая говорил, тяжело вздыхая, товарищ Саахов: «- У меня теперь два пути: или я ее веду в ЗАГС, или она меня ведет к прокурору. – Не надо. – Что не надо? Сам не хочу».

Политическая элита США и Белый дом в растерянности. Американская разведка и Белый дом узнали о переброске дополнительных российских войск в Крым из телевизионных программ. Бросить Украину Вашингтон не может. Заставить Европу платить и содержать Украину тоже. Приходится брать ответственность и расходы на себя. Но Конгресс не пропустит миллиардные вливания в украинский хаос. И кто может объяснить американцем, что происходит в Украине? Кто может гарантировать Обаме, что десятки миллиардов долларов изменят ситуацию, остановят скатывание Украины в пропасть, не будут тупо и нагло разворованы? Что тогда с Администрацией Обамы сделаю республиканцы?

Уже давно и в Вашингтон, и в Лондон, и в Брюссель пришло понимание, что они ничего не понимают в России. Не понимают тех, кого поддерживали как «лидеров демократических рыночных реформ», создавших в России криминальный режим, не понимают Путина, не понимают нынешнюю оппозицию. Теперь приходит понимание, что они ничего не понимают в Украине и не понимают украинцев. Они не понимают, что происходит с властью. Кто в Украине реальная власть? Почему власть перетекает куда-то? И куда? Кто сможет удержать Украину от катастрофы, а Запад от финансовых и политических потерь? Все развивается не по законам, как принято в США, и не по правилам (Rules), как принято, например, в Соединенном Королевстве.

Все развивается по непонятным законам революции, а жить и действовать в революционной ситуации Запад давно отвык. Это пугает западных политиков и политологов. Они имеют печальный опыт: где бы США и их союзники ни участвовали в революциях, последствия всегда для них были много и обидно печальнее планируемых. Контрреволюция у них получается лучше, хотя тоже не всегда.

И это возвращает нас в Украину, где мы можем изучать интересную тему:

            Теория революции в отдельно взятой Украине

Революции называют не по их целям. Характер революции определяют не по тому, против кого они направлены, кого они свергают. Революции входят в историю не по составу их участников, активно действующих групп и не по лозунгам. Определение революциям дают те, кто в результате этих революций приходят к власти.

Украинская революция не завершена, и она еще не получила своего определения. Мы не знаем, под каким названием она войдет в историю, и ради чего все это делали выступившие на Майдан украинцы и те, кто им помогал, потому что власть в Украине еще не захвачена.

Именно сейчас идет самая главная фаза революции: захват власти конкретной группой (партией, движением). Именно сейчас определяется, кто будет править Украиной, какая идеология станет государственной, куда пойдет страна и народ, сохранится ли Украина единым государством.

Как и в любой революции, против режима Януковича выступали представители самых разных социальных групп, партий и движений. И, если революция будет развиваться, а в этом пока нет сомнений, то именно победитель в борьбе этих групп захватит власть в Украине и определит развитие страны на ближайший период.

Тот, кто в украинском политическом раскладе не понимает того, что главное для него сейчас это борьба за власть, кто пытается сохранить «мир», «баланс сил», «единую оппозицию», к власти не придет. Его будут использовать другие, более решительные и целеустремленные. К власти не приходят все, скопом, кто выступал против сверженного режима. Придет к власти тот, кто помнит Ленина: Главный вопрос революции – это вопрос о власти! И придя к власти, он определит судьбу всех ее участников.

В настоящий момент не все силы в Киеве это понимают. Свержение Януковича, борьба с ним объединила участников первого этапа революции, но не сняла, не ликвидировала противоречия между ними. Одна система (волна протеста) разрушила и поглотила другую систему (режим Януковича). Элементы второй системы перетекли в первую и стали ее элементами. Теперь победившая система, в которую превратилась в конце февраля Украина, начинает понимать и чувствовать, новую реальность: она не едина, не монолитна, она состоит из подсистем и элементов, между которыми существуют противоречия. Некоторые противоречия оказываются непримиримыми. И именно эти противоречия начинают раздирать систему и определять ее судьбу.

И самым острым противоречием системы, которую мы называем нынешней Украиной, оказался национальный вопрос. Причем, если противоречия между украинскими националистами умеренного толка и русскоязычным населением Украины могут быть преодолены, и найдено решение, которое устроит и украинских националистов и русскоязычных, то противоречия между воинствующими националистами и русскими в Украине сегодня преодолены могут быть только двумя путями: 1) конфликтом, борьбой на вытеснение, подчинение или уничтожение; 2) лишением возможности радикальных националистов влиять на принятие государственных решений, потому что отодвинуть от участия в управлении государством 20 миллионов русскоязычного населения не получится ни при каких обстоятельствах.

Радикальные националисты сыграли важную роль в свержении Януковича. Именно они составляли костяк тех, кто пошел на баррикады, на боевые столкновения с «Беркутом». Их влияние возросло, как и их радикализм, готовность к насилию и вера в его эффективность.

В оппозиции сейчас не оказалось сил, которые могли бы отодвинуть радикальных националистов, ограничить их влияние в Раде и новом правительстве. Более того, радикализм оказался заразительным, способным затуманить сознание, особенно тем, у кого от природы не достает в голове «серых клеточек». Не понимая важности сохранения союза украинского и русского народов для единства Украины, парламентарии Рады в дурной спешке приняли закон против русского языка. Я уверен, что те, кто хотел, чтобы в Украине не произошла стабилизация, но преобладали центробежные силы, голосовал за этот закон. Только политической неграмотностью, экстремизмом и враждебностью к Украине как государству можно объяснить принятие закона и ту поспешность, с которой он был принят.

Любая система разрушатся в самом слабом звене. В украинской государственной системе этих звеньев три: национальные отношения, подавленные и разваленные правоохранительная система и силовой блок, отсутствие денег на выплату зарплат и пенсий. Украина как государство и система может быть разрушена именно в этих трех болевых точках.

И Рада вместе с новым правительством стали делать одну ошибку за другой, ослабляя именно эти блоки, будто по подсказке нанося по ним удары.

После принятия закона против русского языка были отстранены и сняты члены Верховного суда Украины, а затем ликвидирован «Беркут», именно то подразделение, которое призвано охранять и защищать внутренний порядок и целостность государства. С подразделениями «Беркута» Киеву нужно было договориться, снять обвинения, оправдать бойцов, в том числе и перед Майданом.

Бойцы выполняли приказ. А за выполнение приказа бойца наказывает только больной на голову или тот, кто хочет превратить бойца во врага, или тот, кто хочет, чтобы новые бойцы, пришедшие на смену наказанным, когда-нибудь отказались выполнять приказы. Другого объяснения нет и быть не может. Солдат и офицер должны думать о том, как выполнить приказ, а не о том, выполнять его или нет. Когда военнослужащие начинают думать и обсуждать приказы, государство разваливается, оставшись незащищенным.

Рада и новое правительство радостно и подобострастно побежали в объятия Брюсселя и Вашингтона, и одновременно заявляли и кричали о своей настороженности и подозрительности в отношении Москвы. И это огромная ошибка, потому что Путин, несомненно, ждал первых шагов Киева, и если бы Киев сразу же пошел на контакт и переговоры именно с Москвой, Путин бы это оценил и действовал в соответствии с новыми договоренностями.

Ющенко, Янукович и Тимошенко понимали реальность, взаимосвязь между Россией и Украиной. Новое руководство решило, что Украина может обойтись без Москвы. Но договоренности с Москвой являются для Киева принципиальными. И Брюссель, и Вашингтон могли бы подождать. Они уже свое ухватили, поставили под контроль. Москва же выжидала, готовясь к действиям, прорабатывая варианты.

Украинским аналитикам, если такие в Украине имеются, и если у них есть возможность доносить свое понимание до нового правительства, нужно было обратить внимание на некоторые, негромкие, но настойчивые заявления Брюсселя о том, что «Россия подтверждает, что готова предоставить обещанные Януковичу 15 миллиардов долларов новому правительству». При этом, никаких официальных заявлений из Москвы не было. Брюссель выдавал желаемое за действительное, и заявления эти были рассчитаны на внутреннюю аудиторию: «Смотрите, нам не придется кормить Украину. Мы это все сделаем почти бесплатно, за счет русских». Ведь европейский избиратель кормить и финансировать Украину не намерен. Если такое решение будет принято, то правящие партии во многих странах Европы потеряют власть. Выдержать, с трудом, может только Германия, но пойдет ли на это Меркель?

Россия нужна Украине. Она была всегда нужна и будет нужна. Но она была нужна более всего именно тогда, когда Янукович бежал из Киева. Поддержка Москвы решала все. Эта поддержка могла бы поставить точку в революции. И самое главное: именно с Москвой было готово соглашение, по которому Украина получала скидки на газ и деньги на зарплаты, пенсии и расплату с долгами. Именно в Москве были «деньги для революции».

Но новые «правители» предпочли не идти туда, где лежат, практически, их деньги, а в западный «банк», где даже не обещали дать денег. Уверенность прозападников в дружбе Брюсселя, что им будут платить с радостью и готовностью, подвела их. Они сделали ту же ошибку, что Янукович несколько месяцев назад. Тогда он, а теперь новые лидеры решили, что за поглощение Украины ЕС и НАТО (американские СМИ вчера заявили о том, что соглашение, которое планировал подписать Янукович с ЕС, а потом отказался, включало в себя военную часть и предусматривало распространение НАТО и военных стандартов на территорию Украины) Европа с радостью заплатит миллиарды. Украину продавали за долги, которых в 2015 году наберется аж 200 миллиардов долларов. А ЕС и США не купили. Они обещали забрать Украину, но долги оставить украинцам.

Без решения экономической проблемы Украина существовать не сможет. Если Восточные регионы не получат денег на зарплаты и пенсии в ближайший месяц, то это приведет к резкому росту напряженности в стране и может разорвать Украину. И ситуация ухудшается с каждым часом.

Объяснения, что Янукович «все деньги перевел в офшоры» может на какое-то время снять напряжение, но только при условии, что деньги Януковича будут найдены в ЕС или в США, арестованы и возвращены в Украину и розданы бюджетникам и пенсионерам. В противном случае эти разговоры будут только раздражать людей.

Но есть ли лидеры в Украине, которые способны решить острейшие проблемы и противоречия? Кто из участников протеста может вывести Украину из политического и экономического кризиса?

Рассмотрим главных участников, которых можно разбить на три группы:

  1. Существующие партии и движения, которые давно интегрированы в систему правившего на Украине режима. Того режима, который начал создаваться еще в начале 90-х годов и получил окончательное оформление в период Януковича.

Это, прежде всего, партия Юлии Тимошенко, Яценюка и Турчинова «Батькивщина», некоторые другие. До событий на Майдане, эти партии  занимали жесткую позицию против Януковича и его клана, Партии Регионов, но сохраняли сильные позиции в структурах коррумпированной государственной системы Украины. Они опираются на олигархов и региональный бизнес западной Украины, на связанные с ними кланы силовиков и региональной элиты, общественные группы, взгляды которых носят националистический и прозападный характер.

На Майдане они боролись за увеличение своей части властного пирога. Получив свое, оттеснив правивший клан и ПР, они были готовы на подписание соглашения с Януковичем, чтобы зафиксировать новое перераспределение власти, полномочий при сохранении самой системы.

Хотя эта группа является неотъемлемой частью коррумпированной системы, в развитии и создании которой, будучи у власти, принимала активное участие, в последние годы правления Януковича эта группа активно выступала с критикой криминальной природы правившего клана, внедренной им откровенно криминальной системы управления, в том числе через «смотрящих» в областях и отраслях.

Эта группа пользуется поддержкой Запада. За ней стоят ЕС (прежде всего, Польша, Германия и Франция), а также США. Интересы ЕС, которые готова отстаивать эта группа, носят политический и экономический характер: распространение законов, норм, правил и идеалов ЕС и НАТО на территорию Украины, постепенное поглощение Украины, присоединение ее экономического, человеческого и природного потенциала к ЕС, ликвидация источников рисков и угроз с территории Украины, в том числе криминальных (распространение коррупции, отмывание криминальных денег, контрабанда, наркотики), а также военной угрозы в части ВПК, работающего на Россию, и обеспечение контроля ЕС над газопроводной системой, снабжающей Европу.

Интересы США отличаются от европейских только в том, что американские корпорации хотят развернуть на территории Украины добычу сланцевого газа, запасы которого в Украине самые большие в Европе, и наладить его поставку в Европу и Турцию, взяв под контроль газопроводную систему. Российскому газу путь в Европу по территории Украины будет перекрыт, а это означает, что американцы ликвидируют созданную Газпромом сферу влияния России в Восточной и Южной Европе, где создана разветвленная система, обеспечивающая хищения, отмывания и легализацию криминальных доходов не только руководства структур Газпрома, но и многих российских чиновников.

Россия имеет связи и влияние в партиях этой группы, но связи эти носят специфический характер. В основном, они проходят по каналам спецслужб или криминальных структур, что в России и Украине зачастую перемешано. Это не дает возможности России  оказывать влияние на принятие ключевых политических решений.  С усилением влияния Запада в Украине возможности российских криминальных структур и спецслужб будут сужаться, что фактически приведет к усилению антироссийского характера этой политической группы.

С точки зрения западных корпораций и политиков, партии и движения этой группы, слишком связанные генетически с существующим в Украине режимом, должны пройти очистку и перетряску, а, возможно, и уступить свое место на политической сцене. Тем не менее, учитывая опыт, способности и личные связи, по мнению ЕС и США, руководители именно этих партий должны встать во главе Украины и получить власть в переходный период.

  1. Партии и движения Украины, которые в последние годы получили популярность на региональном и общеукраинском уровне, но не достаточно представлены в государственных структурах.

Эта часть оппозиции выступала с критикой не только клана Януковича, его политики, но и с требованием изменения и трансформации созданного в Украине режима, всей системы. Эта группа не интегрирована в коррупционную систему, хотя и имеет связи и опору в полукриминальных бизнес структурах.

Тот факт, что она не запачкана в коррупционных скандалах, имеет большое значение для западных корпораций и политиков, поэтому именно на эту часть оппозиции планируют опираться западные страны в долгосрочной перспективе. И перспективы эти связаны, главным образом с центральной и колоритной фигурой в этой группе – Виталием Кличко и его партией «Удар».

За Кличко безоговорочно стоит и Германия, и США. Его неподготовленность, неопытность не расцениваются как большой недостаток. Скорее, это достоинство. Со временем, с помощью Яценюка и других более опытных политиков, Запад надеется сделать из Кличко нового «чемпиона» в украинской политике. Тренироваться он умеет, тренеров слушаться тоже.

Кличко проявил себя ярко и достойно на Майдане, что позволило информационно раскрутить его больше других политиков, подготовить его к кампании по выборам президента.

Кличко и его партия имеют опору не только в Западной Украине. Если Москве и Януковичу не удастся склонить Восточную Украину к бунту против новой власти в Киеве, то региональная элита русскоговорящих регионов может выбрать Кличко в качестве своего нового лидера.

Виталий Кличко имеет в России связи, в основном, в спортивном мире. Это те личные контакты, которые могут быть основой для российского влияния, но влияние это будет, естественно, ограничено. Ментально, финансово Кличко связан с Германией и США. Бизнес интересы его там же. Тренерская помощь, в том числе в подготовке политической, организована и осуществляется Западом. Поэтому именно Кличко больше других подходит на роль нового лидера прозападной Украины.

  1. Майдан.

И вот это самое интересное. Ибо Майдан 2014 года – это новое явление в политической жизни не только Украины, но и на всем постсоветском пространстве. Там, на Майдане, возможно, зародилось то, что дает надежду на освобождение от криминальных, коррумпированных режимов не только украинскому народу, но и российскому.

Но об этом в следующем материале.



Запись опубликована в рубрике Новости с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.