В первой части материала «В Украине победила революция. Сохранится ли Украина?» я остановился на причинах кризиса и революции в Киеве, на роли и политике ЕС, прежде всего, Германии, которая возглавила антиянуковический триумвират: Германия – Франция – Польша (см. https://valerymorozov.com/news/2089 ).
Однако, ЕС не является главным и единственным игроком на поле политических битв, в которое сейчас превратилась Украина. У США и России свои интересы, свои причины активного участия в борьбе, свои украинские сторонники.
Итак,
США
Украина, как и в случае с Германией, стала катализатором изменения характера внешней политики Администрации президента Обамы. В последние годы в политическом руководстве и бизнес элите США происходили процессы, которые условно можно назвать «началом нового мышления».
От времен холодной войны и противостояния с СССР Вашингтону досталась наследие: агрессивная, активная политика по продвижению своих интересов за рубежом. Эта политика предусматривает максимальное и активное влияние на процесс развития зарубежных государств, формирования их политических режимов, особенно там, где имеются стратегические интересы США. Последние результаты такой политики мы видим в Афганистане, Ираке, Ливии и Египте…
Эта политика в нынешнем мире оказалась не просто затратной и малоэффективной, но и опасной, в том числе, для самого Вашингтона и его союзников. В Афганистане и Ираке США и их союзники потерпели, если вещи называть своими именами, поражение. Десятки тысяч убитых и раненых военнослужащих, сотни миллиардов потраченных долларов, ненависть большинства населения стран, где проводились военные операции, приход или угроза прихода к власти экстремистских антиамериканских сил, – вот результат этой политики.
В последние годы США перешли к новой стратегии. Для Вашингтона главной задачей стало не столько насаждение в других странах своих ставленников, своих политиков и свержение неугодных, сколько предотвращение угроз, предупреждение антиамериканских действий и акций, способных угрожать интересам Америки, ее гражданам.
Это более цивилизованная политика, менее агрессивная, менее затратная и более эффективная, особенно в долгосрочной перспективе. Именно такой подход проявляют США в отношении Сирии. Когда стало ясно, что боевики и радикальные силы, выступившие против режима Асада, предоставляют угрозу самим США и их союзникам, прежде всего, Великобритании и другим европейским странам, США предприняли действия по блокированию этой угрозы, прекращению поставок оружия боевикам, допуская сохранение режима Асада. Под их влиянием пересматривается политика и Саудовской Аравии, которая была наибольшим спонсором и самым твердым сторонником антиправительственных сил в Сирии. Вашингтон объяснил Эр-Рияду, что 3000 саудовских боевиков, воюющих в Сирии, являются не только угрозой сирийскому диктатору, но и самому режиму в Эр-Рияде.
Против Асада еще можно воевать, но любые попытки экспортировать экстремизм и терроризм на Запад, любые попытки создать базу для такого экспорта немедленно и жестко стали пресекаться. Вашингтон пошел даже на то, чтобы, фактически, поддержать политику Путина, то есть поддержать Асада. Прежняя политика США, в которой главным был антисоветский фактор, создала Бен Ладена. Новая политика США направлена на исключение такой возможности.
Мир стал привыкать к «новому американскому мышлению» и, в определенном виде, перестраиваться.
И вдруг, Украина!
И кажется, что старое мышление и старая политика вернулись в Вашингтон. Политика США в украинском кризисе не менее активна, не менее наступательна, чем в период холодной войны или времен Буша.
Более того, США в Украине стали разыгрывать свою партию, проводить политику, отличную по целям и методам от политики той же Германии, или Франции, или Брюсселя.
Конечно, Вашингтон был готов поддерживать оппозиционных лидеров и движения, которые вскормлены европейцами. Но у Вашингтона были и свои цели, свой план действий, расклад, который не совпадал с планом немецкого канцлера Меркель или французского президента Олланда, или комиссара ЕС по иностранным делам Эштон. Знаменитое “Fuck the EU”, сказанное, довольно эмоционально, помощником госсекретаря США Викторией Нуланд в разговоре с американским дипломатом Джеффри Паяттом, которого президент Барак Обама выдвинул на пост посла США в Киеве, не просто означает «не обращайте внимание на позицию ЕС, мы будем действовать по своему плану», но и отражает расстановку сил на политической сцене «Украина» и отношение США к действиям европейских политиков, которым не хватает, по мнению американцев, смелости и перспективного мышления.
Из записи того же разговора Нуланд – Паятт стало ясно, что на президентский пост в Украине Брюссель планировал поставить Яценюка. США будут выдвигать и поддерживать Кличко, как признала Нуланд, не имеющего достаточного опыта в политике. Яценюк и Тягнибок планируются на вторую и третью позицию.
И этот расклад демонстрирует згляды США и на украинскую оппозицию, которая оппозицией к сегодняшнему дню быть перестала, и на возможный подход США к российской оппозиции, если события в России, начнут повторять украинский сценарий.
Самый главный вывод: Вашингтон не намерен зацикливаться на существующих движениях и партиях, которые были оппозицией Януковичу. США готовы к конструктивной работе с новой оппозицией, с новыми лидерами, которые не замарали себя ни в глазах мировой, ни украинской общественности. Кличко, из нынешних украинских лидеров, наименее замарал себя, хотя и признается наименее подготовленным к руководству страной.
И это важный сигнал! Фактически, это подтверждает информацию о том, что европейцы и, особенно, американцы понимают, что в ходе украинской революции в Киеве произошло рождение НОВОЙ ОППОЗИЦИИ! Эта оппозиция не только банде Януковича, но и ВСЕМУ РЕЖИМУ! Это оппозиция называется МАЙДАН.
Пусть на Майдане собрались разные силы, с разными взглядами, разными убеждениями: от крайних националистов до русскоязычных граждан, которые не поддерживают Россию и ее влияние только потому, что ненавидят РЕЖИМ, созданный как в России, так и в Украине.
И это новый, принципиально значимый для Украины и России политический фактор. Независимая оппозиция режиму, который включает в себя всю политическую и экономическую систему, созданную криминалом, пронизанную коррупцией, которая давила и подавляла людей, независимых и инициативных, порядочных, готовых работать, а не воровать, в Украине создана.
Эта оппозиция пока аморфна, включает в себя разных по идеологии и взглядам людей и организаций, но она создана, она существует и ее объединяет ненависть к РЕЖИМАМ, которые правят в Украине и России более двадцати лет.
Эта оппозиция – реальная сила. Ее разогнать в настоящий момент нельзя. Она не позволит себя возглавить отработанным временем и переваренным режимом политикам. Нужны новые. И они будут рождаться в самом Майдане. А пока США попытаются поставить во главе Майдана Кличко.
Задача это трудная. Многие на Майдане относятся к Кличко настороженно или отрицательно. Но выхода у Вашингтона пока нет. В Украине нет пока лидера, который бы выдвинул новую политическую платформу, взял на себя руководство демонтажем старого режима, в которого бы поверил народ на Майдане.
США готовы эту роль взять на себя и «привести Украину в Европу», управляя политиками, которые будут, под руководством США и Европы, руководить Украиной.
США и ЕС были до какого-то момента готовы к разделу Украины. Это было заметно по освещению украинских событий в западных СМИ. Например, в репортажах из Львова о решении областного законодательного собрания не подчиняться Киеву (Янукович тогда был у власти, сидел в своей резиденции в Киеве и пытался надувать щеки, демонстрируя решительность и способность контролировать ситуацию) западные СМИ и аналитические центры с радостью говорили о том, что, если за Львовской областью последуют хотя бы несколько других регионов западной Украины, то «будет проведена красная черта, которая разделит страну».
Отношение к разделу Украины резко поменялось сразу же после того, как Янукович подписал соглашение с оппозицией и представителями ЕС, которое никто, кроме самого Януковича, выполнять не собирался, но которое сделало легитимными оппозиционные центры власти, сузила значительно административный и силовой ресурс Януковича и подготовило перевод политического центра власти от президента к парламенту.
После подписания этого соглашения Янукович стал почти никому не нужен. Он подписал себе приговор. Опустил себя в глазах украинского криминала от политики, на который опирался, в глазах украинского народа.
Но самое главное: получение части властных полномочий оппозицией сделало раскол Украины ненужным ни оппозиции, ни Европе, ни США. Теперь целью стало сохранение единства Украины и утверждение на всей территории новой власти.
Для этого нужны деньги. И не только. Но деньги самое важное. ЕС всего лишь несколько месяцев назад отказал Януковичу в финансовой помощи, хотя тогда Янукович был готов к передаче ЕС части суверенитета Украины. Однако, Вашингтон, ЕС, Всемирный банк и другие финансовые международные структуры готовы оказать финансовую помощь новым лидерам, новой Украине.
Сохранение у власти алкоголика и физически немощного Ельцина в 1995 году обошлось Западу в 500 миллиардов долларов. По некоторым сообщениям, Янукович просил за поглощение Украины ЕС чуть больше 100 миллиардов евро, а на первом этапе 35 миллиардов долларов. Януковичу отказали. Теперь встал вопрос о помощи новому правительству в Киеве. И если ЕС, принимая во внимание экономические проблемы европейцев и их систему согласований и принятия решений, может забуксовать или пойти на переговоры с Путиным, надеясь переложить на Россию часть забот об экономическом возрождении Украины (неофициальная информация о таких переговорах уже появилась), то США способны решить эту задачу.
Конечно, на определенных условиях. И главное их этих условий – доминирование американцев на политической сцене будущей Украины. Теперь Вашингтон будет делать все, чтобы сохранить единство Украины, покупая бывших соратников Януковича и время, строя новую Украину.
Москва играла в Олимпийские игры, обласканная западными СМИ, поддержанная всеми западными и восточными спецслужбами, которые по спецканалам оказали значительную, решающую помощь, обеспечив спокойствие и отсутствие террористических актов на территории России во время Олимпийских игр. Все это время Москва тянула, не решаясь портить олимпийский праздник. И она его не испортила.
Проблема одна: Москва опустила инициативу и, возможно, Украину. И уж наверняка значительную ее часть. Олимпийские игры могут стоить России 60 миллиардов долларов + Украина. Вашингтон уже предупредил Москву о недопустимости силового вмешательства в дела Украины. А без войск, но с деньгами, Вашингтон может решить многое. Если не все.
( В следующей части будет рассмотрены варианты действий России, а затем политический расклад в самой Украине, чье мнение иногда может не совпадать с мнением иностранных держав – ВМ)