Мир после Крыма, ч. 4, Запад на распутье

США и ЕС сейчас оказались на историческом перепутье. Перед ними, как перед сказочным витязем, стоит Киев-град, и на нем, как на камне, написано: «Налево пойдешь, деньги потеряешь», «Направо пойдешь, власть потеряешь», «Прямо пойдешь, голову потеряешь».

Итак, что это за пути?

Вариант действий 1. Проверенный и привычный: договориться с Саудовской Аравией, Арабскими эмиратами и другими союзниками о резком снижении цены на нефть; создать новый антироссийский альянс, в который войдут Молдова, Украина, Грузия, Азербайджан; резко снизить зависимость Европы от российского газа и увеличить расходы на укрепление НАТО; уничтожить Асада и включить Сирию в антироссийский нефтяной картель; наращивать санкции.

Все эти планы реальны, выполнимы. Более того, складывается впечатление, что Обама рассматривает этот путь, как главное направление своей политики. И эта политика создаст реальные сложности как для народа и экономики России, так и для путинского режима.

Антироссийскому нефтяному альянсу вполне по силам снизить цен на нефть до 70-80 долларов за баррель. Прямая интервенция или снятие всех ограничений на поставки вооружений для антисирийских сил может привести к поражению Асада и смене режима. Втягивание Украины, Грузии и Молдовы в НАТО, создание с участием их и Азербайджана нового антироссийского альянса, завязанного на азербайджанской нефти, может нанести дополнительный удар по России.

Приведет ли это к краху экономики России? Приведет ли это к смене режима в России, ликвидации коррупции, власти криминала, демократизации? Сомневаюсь.

Все эти действия основаны на подходах холодной войны. И тогда, в начале 80-х годов, была резко снижена цена на нефть. И тогда были созданы альянсы. Но СССР эти трудности преодолел. СССР не преодолел деградацию центра власти, реформы Горбачева, который начал процесс демократизации, не обеспечив реформы правящей партии, КПСС, и допустив огромное количество ошибок во внутренней политике, особенно в экономической сфере. СССР развалился по внутренним, а не внешним причинам.

Все действия Обамы и его партнеров, которые они могут предпринять при первом варианте развития событий, также направлены на усиление давления извне, но не на создание условий внутри России для смены режима. Идея, что населению России станет хуже, и это создаст условия для победы оппозиции, порочна в самой своей основе.

«Хуже людям» не означает хуже режиму. Это на Западе трудности автоматом порождают протест, но не в России. Кроме того, не понятно, какая оппозиция придет к власти, если режим Путина падет. Значительная часть нынешней прозападной оппозиции в России (касяьновы, немцовы, навальные) коррумпирована и завязана на олигархов не менее, если не более, чем группировка Путина. Приход к власти коррумпированной оппозиции, скорее всего, приведет к хаосу и развитию событий в России не по американскому сценарию. А хаос в России, обладающей ядерным потенциалом, разбросанным по огромной территории, недопустим. Это может стать началом мировой катастрофы.

Более того, бить по людям в отместку за действия клана, который стоит у власти, безнравственно. Только нравственная, моральная оценка действий политика или бизнесмена, является правильной. Только оценка действий с позиций морали  дает понимание реальных целей и  возможных последствий проводимой политики.

Более того, аморальная политика контрпродуктивна, как и все аморальные действия. Можно ставить какие угодно цели, но если действия, если политика антиморальна, то и результаты этой политики будут негативны. Это закон, который современные политики не хотят признавать и выполнять.

Пока Путин жив и здоров, подобное давление со стороны Запада заставит режим сплотиться. Кремль будет искать пути наполнения бюджета, не столько за счет роста эффективности экономики, сколько за счет эксплуатации частного бизнеса, наемных работников, природных ресурсов. Режим пойдет по пути подавления инакомыслия внутри страны, укрепления связей с союзниками.

Политика США заставит Казахстан, Армению, Беларусь, Таджикистан, Киргизстан теснее сплотиться вокруг России, спасая собственные правящие элиты. Кремль активизирует борьбу за влияние в Туркменистане, за его газовые и другие природные ресурсы, будет провоцировать нестабильность в Закавказье, прежде всего, в Грузии и Азербайджане. Москва создаст новый, возможно жесткий альянс с Китаем и Индией, жертвуя для спасения режима природными ресурсами и контролем за регионами в собственной стране.

Несомненно, что, при развитии событий по первому варианту, давление России на ЕС будет нарастать. И дело не срывах поставок газа и торговых войнах. Кремль будет использовать обострение классовых и межнациональных конфликтов, нарастающее недовольство европейцев политикой, ростом бюрократических расходов и неэффективностью ЕС. Европа станет главным полем боя информационных и специальных служб. И это дорого обойдется и ЕС, и НАТО, и США.

Победа над Асадом в Сирии откроет возможности для строительства нефтепровода и газопровода из, например, Катара в Европу, позволит ударить Россию по ее экспорту энергоносителей, то есть по бюджету. Но сколько террористов и экстремистов получат США и Европа, когда волна озверевших, способных только воевать исламистов докатится из Сирии до европейских столиц и штатов Америки? Что заплатит Европа и США за свержение Асада и новый газопровод?

Западу надо помнить. Что ему еще предстоит решить задачу: достойно выбраться из «украинской мышеловки». А для этого надо потратить не менее 35 миллиардов долларов в первый год, чтобы Украина не рухнула, и по десятку миллиардов в последующие годы. И это, если не будет военного конфликта. Западу предстоит закрыть глаза на то, что часть денег, по заведенному порядку, разворуют, и это не сохранить втайне. Воровство западных денег не пройдет незаметно. Это привлечет внимание в Европе, которая переживает острый социально-экономический кризис. Поэтому перед США и их союзниками встанет задача: как успокоить половину Европы, которая резко выступит против слива денег в Украину, тех денег, которых не хватает  в Испании, Греции, странах Восточной Европы. Тех денег, которые не хотят выбрасывать в украинское поле немцы, французы, шведы и британцы.

Западу надо готовиться пережить обострение кризиса в ЕС, который на фоне украинских трат, несомненно, наступит после выборов в Европарламент, где значительно усилится представительство тех партий, которые выступают против Евросоюза и его политики, и совершенно не воспринимают планы по интеграции Украины в ЕС.

Возможно, кризис в ЕС не так уж сильно беспокоит Вашингтон (маленький кризис в Европе США даже будет приятен), но за кризисом ЕС последует кризис НАТО. Уже сейчас НАТО может лишь защищать своих членов от агрессии, и то только с помощью войск США. Но вести войну вне своего внутреннего периметра войска НАТО сейчас не в состоянии. Противостояние с Россией в Украине потребует огромных расходов, которые большинство стран членов НАТО, делать не хочет и не может.

Сопротивляться и воевать с Россией готов нынешний режим в Киеве. И 45-миллионная Украина может оказать реальное сопротивление на своей территории. Но для этого необходимы опять десятки миллиардов долларов: на перевооружение, обучение и саму войну. И необходимо главное условие – единство Украины, которого пока нет. Кроме этого, нужно еще заставить Путина завязнуть в Украине, а для этого нужно создать условия, главное из которых это конфликт между западными и восточными регионами. А о какой войне можно вести речь, если страна разделена. Помните: «Дом, разделенный надвое, не устоит».

И даже все это не решит главной проблемы: как сделать Украину страной, которая способна войти в демократическое сообщество? Как создать внутри Украины реальную опору для демократических преобразований? Как уничтожить коррупцию и клановость? И что делать с Россией? Ответа на эти вопросы первый вариант действий Запада не дает.

Вариант действий 2. Этот вариант предполагает тот же набор действий, но только с опорой на милитаризм и военное решение конфликта. Пока в этом подходе США, Украина и ЕС обвиняют Путина. Скорее всего, делают они это сознательно, искажая реальные планы Кремля.

Путину война сейчас не нужна. Ему надо выждать и посмотреть, куда будут развиваться события. Наиболее выгодный для Кремля вариант – это обострение политического и экономического кризиса в Украине, радикализация правых сил, националистических группировок. Все это будет создавать условия для усиления роли Москвы в украинских делах, без расходов и рисков военного столкновения. И даже в случае военного столкновения, внутренний кризис Украины, ее раскол создадут необходимые условия для оправдания перед международным сообществом военного вмешательства России в дела Украины.

Война будет, скорее на руку, правящему режиму в Киеве, если власть останется в руках группы, которая не хочет вести Украину по пути реформ и демократизации и декриминализации общества и государства. Пока эта группа сохраняет контроль за государственной машиной. Если демократические силы, рожденные на Майдане, сумеют взять под контроль государственную машину, поставить политику на моральные и нравственные основы, то вопрос о войне не встанет. Война и мораль – вещи не совместимые.

И война новой Украине будет не нужна. Экспорт Майдана в Россию откроет новые возможности, приведет к трансформации политической системы в России. И не только в России. Режимы, кланы, которые находятся у власти в странах бывшего СССР, не смогут сохранять власть, если Россия сменит режим и пойдет по пути реальной демократизации общества.

Вариант действий 3. Сконцентрированный и узконаправленный удар по интересам правящей элиты в России. Именно в этом направлении призван действовать «Список Обамы». И это очень важный шаг (подробнее см. https://valerymorozov.com/news/2120 ), который пока недооценен ни коррупционерами в России (чего стоит шутка Путина: «Теперь от них надо держаться подальше».), ни большинством политиков и аналитиков на Западе, которые по всем телеканалам говорят о «слабости Обамы» и «отсутствии реальных санкций», «бессилии США и Европы» и требуют «реальных санкций» (см. варианты 1 и 2).

В этой критике есть доля правды: одними списками можно только напугать коррупционеров, заставить их глубже запрятать «сокровища Флинта», перевести счета в Гонконг или Сингапур, но не нанести им серьезный удар. Для того, чтобы подрубить коррупционный режим, необходимо объединение усилий правоохранительных и финансовых структур Запада, его союзников по всему миру, а также общественных организаций, которые могли бы помочь в проведении расследований, выявлении собственности и счетов, составлении списков подельников и тех, кто продолжает сотрудничать с коррупционерами, обеспечивая прикрытие хищений и отмывание криминальных денег.

Международный Антикоррупционный Комитет и его подразделение «Anti-Corruption Worldwide» на протяжении последних двух лет занимается как раз этой проблемой. Задачи стоят две: 1. Создание международной системы взаимодействия общественных антикоррупционных и антикриминальных организаций и движений с официальными государственными структурами и межгосударственными организациями; 2. Создание международной системы общественного, негосударственного финансирования этой работы, а также возврата арестованных и конфискованных богатств тем народам, у которых были похищены найденные средства. Для этого необходимо создать соответствующую законодательную основу.

Без политической воли, без концентрации усилий, выполнение этой задачи займет годы. И именно решение этой задачи, проявление политической воли, — вот что сейчас нужно от Обамы и его администрации!

Пускай эти деньги вернутся в Украину и Россию не сейчас, не сразу, но создать систему по возврату денег после смены режимов необходимо как можно быстрее. Гарантия того, что деньги будут найдены, независимо от того, где и у кого они спрятаны, и возвращены народам, будет иметь сильнейший психологический эффект и на коррупционеров, и на общественность.

Третий вариант — это путь сотрудничества между государствами и общественными организациями, Это путь, который позволит задействовать широкие общественные слои во многих странах, в том числе в России и Украине. Это позволит создать и поддержать реальную оппозицию и отрезать от политических процессов ее коррумпированную часть.

Этот путь поставит народы Украины и России по одну сторону баррикад. И это путь приведет к успеху быстрее, чем нефтяные эмбарго и антироссийские союзы американцев с кланом Алиева и коррупционерами в Молдове.

Холодная война должна быть похоронена. Должны быть забыты ее идеологические установки, ее приоритеты и догмы. Человечество подошло к пониманию, что приносить зло сотням миллионов, только для того, чтобы наказать другое зло, по меньшей мере, бессмысленно и аморально. Человечество пришло к этому пониманию еще в середине 80-х. Но потом, как часто бывает в истории, понимание это было забыло.

Совершенно ясно, что без изменения политики самого Запада, его понимания и отношения к нынешним режимам на постсоветском пространстве, без изменения нравственных и моральных основ этой политики, все действия Запада не будут продуктивны. Нанося вред России, Запад будет наносить вред, прежде всего, народам России, мировой экономике. Он будет наносить вред и себе самому, прямой и косвенный, заставляя коррупционные режимы сплотиться, и создавая себе и поддерживая «союзников», которые объективно являются в основе своей антидемократическими или криминальными, и таким образом, закладывая будущие конфликты и противоречия.

Нужно коренное изменение основ нынешнего миропорядка, принципов взаимодействия стран, подходов к решению международных проблем. Сможет ли это сделать Обама и руководство европейских стран? Не знаю Возможно, для этого нужно новое поколение политиков, новое мышление.

В общем, нужна перестройка, возвращение к общим моральным ценностям и законности. Мир должен вспомнить времена Горбачева, и предпринять вторую попытку. Вот это я и называю Моральной революцией.

(Продолжение следует)



Запись опубликована в рубрике Новости с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.