Народный губернатор. О политической платформе Сергея Фургала
Хочу извиниться перед читателями за задержку с написанием второй части серии «Арест Сергея Фургала. Причины и последствия». Так бывает в периоды политических кризисов, что события в реальной политике развиваются настолько быстро, что пока ты пишешь, анализируя процессы, которые должны проявиться в ближайшем будущем, эти самые процесы врываются в жизнь и начинают формировать политическую реальность.
В эти дни я стремился избежать ситуацию, в которую сейчас часто попадают журналисты и видеоблогеры, которые рассказывают с экрана о происходящем, казалось бы, в реальном времени, но слушаешь их выступления через несколько часов после выпуска и слышишь то, что уже устарело. Чтобы избежать этого, мне приходится все переделывать на ходу.
Если в первой части я попытался показать одну из политических причин ареста Сергея Фургала, которая связана с предстоящим уходом из большой политики Владимира Жириновского и попыткой перевести политический и электоральный капитал ЛДПР под контроль «Единой России» (см. мой сайт https://valerymorozov.com/ или на Сноб.ру https://snob.ru/profile/23916/blog/168864 ), то во второй части я решил остановиться на другой политической причине ареста Фургала, которая порождена противоречием между устаревшими формами организации политической оппозиции в России, главными структурными элементами которой являются политические партии типа ЛДПР и КПРФ, и нарастающим вне этих партий некотролируемым политическим протестом населения против существующего режима.
Уже давно стало понятно, что этот процесс давит на ЛДПР и КПРФ, требуя их трансформации. Жириновский и Зюганов не проводят реформирование своих партий, и народ по необходимости начал процесс самоорганизации, вырабатывая и рождая свои формы политической организации, как это сделал народ России в начале ХХ века, создав местные Советы, которые превратились в альтернативную систему политической власти. Именно используя Советы и систему Советов, большевики захватили власть в 1917 году, отбросив и уничтожив Учредительное собрание и всю систему государственной власти буржуазной России, на которой держалось Временное правительство.
Именно это противоречие создало вторую причину, по которой правящая группировка, не желающая получить новую, более эффективную, лучше организованную оппозицию, реально способную стать альтернативой «Единой России» и получить большинство в Госдуме в результате выборов, была вынуждена срочно «решить» проблему Фургала. Дело в том, что перед своим уходом Жириновский, к удивлению тех, кто «сидит» сейчас в Кремле на внутренней политике, вдруг решил пойти именно ту трансформацию, которую требовал нарастающий протест регионов. И трансформация эта шла через выдвижение в руководство ЛДПР Сергея Фургала и его группы.
Именно Сергей Фургал олицетворяет новую генерацию политических лидеров, которые способны (во всяком случае, дают реальную надежду) реформировать оппозицию, в том числе трансформировать ЛДПР, а через ЛДПР запустить процесс реформирования и других оппозиционных партий, прежде всего КПРФ, которая до сих пор имеет значительный и нарастающий потенциал поддержки населения благодаря усилению позиций в партии молодых, принципиальных и решительных коммунистов, которых Зюганову все труднее сдерживать. Приход к власти в ЛДПР Фургала автоматически запускал процесс обновления КПРФ.
Сейчас власть и Жириновский пытаются представить Фургала по его политическим позициям и мировоззрению представителем именно ЛДПР. Это не соответствует действительности.
Сергей Фургал официально не выходил из ЛДПР, но открыто заявлял, что он не является губернатором от ЛДПР, а является губурнатором от народа Хабаровского края. Более того, Фургал планировал все более отходить от ЛДПР и в итоге дистанцироваться от партии и ее лидера. У него начала складываться своя позиция, своя политическая плаформа и своя группа поддержки.
А это, при определенных условиях, в том числе при росте его популярности в Хабаровском крае и других регионах, а этот процесс стремительно набирал обороты, могло привести к созданию нового политического движения со значительной поддержкой народных масс. Такого развития событий кремлеские горе-политтехнологи допустить не могли.
Однако, неожиданно события стали развиваться по еще более угрожающему сценарию: Жириновский предложил Фургалу место лидера ЛДПР и вице-Председателя Государственной Думы России, возможность трансформировать в соответствии со своими идеями ЛДПР и использовать ее политическую структуру.
Это означало, что процесс превращения Фургала в политического лидера российского масштаба резко ускорялся. Ему не нужно было создавать свое движение, терять время, и власти лишались возможности загасить его на подходе и в процессе. Он перепрыгивал из одного состояния в другое почти мгновенно, не давая возможности центральным властям и «Единой России» превратить себя в легкую добычу.
Более того, становилось очевидно, что он получает шанс привлечь на свою сторону наиболее решительных сторонников коммунистов, которые могли бы войти во временный, а затем и постоянный союз с обновленной ЛДПР, ибо взгляды Фургала не противоречили взглядам коммунистов, во всяком случае, могли стать основой для нового союза оппозиционных сил.
Что же это за взгляды? Удивительно, но до сих пор никто не попытался озвучить такие важные вопросы: Каковы взгляды самого Фургала, а не ЛДПР? Почему Фургал стал таким популярным в Хабаровском крае? Какую политику он проводил? Почему человек с такими взглядами и идеями стал неприемлем для центральных властей?
Тот факт, что Фургал приходил к руководству ЛДПР, предлагая для партии новую идеологическую основу, отличную от взглядов Жириновского (во всяком случае, от тех взглядов, которые он вещал официально), создавал реальную угрозу нынешнему режиму, перед которым, что бы ни было написано в новой Конституции, маячит смертельная угроза политической катастрофы, вызванной уходом Владимира Путина на пенсию. Своего Фургала администраторы в Кремле и «Единая Россия» родить или найти пока не в состоянии. Поэтому необходимо было кастрировать партию Жириновского и оттянуть любым способом смену поколений в оппозиции.
В чем же идеи Фургала оказались потенциально привлекательными для избирателей и опасными для политических конкурентов? Мне тяжело разбирать подробно его взгляды и планы, потому что найти их в открытых источниках довольно трудно, в том числе и потому, что Фургал многие планы держал при себе, как держат карты игроки, «близко к груди». Однако, некоторую информацию я нашел и в его выступлениях, и в материалах, и в рассказах о нем.
Остановлюсь на нескольких позициях. В области законодательства и судебной реформы Фургал предлагал следующее:
– проведение судебной реформы с целью обеспечения независимости судебной ветви власти;
– создание системы общественного контроля за работой судов для обеспечения объективности решений и предотвращения коррупционного влияния на судей, в том числе создание Общественного Комитета поддержки судебной реформы, с представительствами Комитета во всех регионах;
– введения уголовного наказания за применение «телефонного» права или оказание незаконного давления на судебные органы, пожизненное лишения виновных права на занятие постов в государственных структурах, а также руководящих постов в общественных организациях, частных компаниях и акционерных обществах.
Странным выглядит обвинение в убийствах политика, который готов продвигать подобные реформы, не правда ли?
Или возьмем ту же борьбу с коррупцией и посмотрим на планы Фургала в этой сфере:
– введение запрета для чиновников, а также членов их семей на коммерческую деятельность, управление и распоряжение акциями предприятий и организаций, обязать чиновников передавать акции в управление специальным независимым общественным фондам;
– внесение в Государственную Думу законопроекта об ответственности за коррупцию чиновников с пожизненной дисквалификацией и запретом на занимание государственных должностей, а также занимание руководящих должностей в коммерческих и финансовых структурах;
– разработать и обеспечить принятие комплексных мер и законов по обеспечению свободы и защите СМИ, общественных и политических организаций в информировании населения о коррупционных проявлениях, а также повышению роли местных общественных организаций и предоставления им права контролирования деятельности местных властей и отзыва избранных депутатов всех уровней;
– принятие закона о лоббировании с учетом опыта европейских и американских законов.
Эти планы не носят всеобъемлющего и комплексного характера. Видно, что Фургал только начал оазработку своей программы, но эта позиция безусловно поддерживалась населением не только Хабаровского края.
Или возьмем планы Сергея Фургала в области экономики:
– разработка новой экономической политики с внедрением этических норм, в том числе при оценке результатов развития и капитализации компаний и корпораций, а также при оказания государственной поддержки, в том числе финансовой, и предоставлении государственных заказов;
– определение главной целью экономической политики обеспечение интересов широких слоев населения, ликвидацию бедности и сокращение разрыва в доходах богатых и бедных слоев населения, включая принятие законов, устанавливающих зависимость максимальной оплаты руководителей от размера средней и минимальной зарплаты сотрудников компаний, корпораций, банков и других коммерческих организаций, а также общественных и государственных структур;
– разделение понятий «государственная» и «общественная (народная, публичная)» собственность, обеспечение этого разделения в законодательстве, создание и содействие развитию общественных фондов, корпораций и компаний;
– реформирование государственных корпораций и компаний путем их обобществления, ограничения влияния чиновников/бюрократов на деятельность государственных предприятий, предоставление права участия всех работающих сотрудников в принятии решений, получения ими доли в прибыли через развитие Советов трудового коллектива и передачу Советам части акций в управление;
– содействовие возрождению кооперативов в науке, искусстве, промышленности, сельском хозяйстве и торговле;
– развитие государственного, кооперативного и общественного секторов экономики с целью обеспечения конкуренции между ними и частным сектором во всех отраслях, а также конкурентоспособности и равенства всех форм собственности перед законом;
– разработка и принятие государственной программы создания рабочих мест во всех регионах, обеспечивая приоритетное развитие малых и средних городов, а также сельских районов;
– судить за рейдерские захваты предприятий (в том числе представителями силовых структур), вплоть до пожизненного срока;
– развивать законодательство, контролирующее и регулирующее использование бюджетных средств, совершенствовать деятельность Счетной Палаты РФ, принять закон и создать в регионах общественные отделения Счетной палаты, а также Комитеты Народного контроля по использованию бюджетных средств;
– ввести уголовную ответственность и наказание за любое нецелевое использование бюджетных средств;
– принять меры по ускорению развития сельского хозяйства, в том числе за счет развития фермерских и подсобных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, а не исключительно за счет развития Агрохолдингов. Создать (по опыту СССР) в каждом регионе машинно-тракторные станции для оказания услуг кооперативам, фермерским и подсобным хозяйствам по выполнения работ, требующих применения специальной техники, машин и оборудования;
– отказаться от политики развития России как сырьевого придатка. В кратчайшие сроки разработать и выполнить государственную программу по созданию полного цикла переработки сырья в качественный и востребованный продукт высокой переработки, существенно снизить экспорт сырья, а впоследствии прекратить экспорт тех видов сырья и природных ресурсов, которые приводят к экологическим проблемам и природным катаклизмам,
(Напомню читателям, что за последние 12 лет из России в виде сырья вывозится, например, 90% меди, 97% никеля и 99% алюминия – ВМ)
– повысить уровень минимальной зарплаты, утвердив ее размер на уровне, обеспечивающим достойную жизнь, установить зависимость оплаты труда высших государственных служащих, депутатов Федерального Собрания и судей, руководителей госкорпораций от размера минимальной зарплаты в России;
– реформировать Пенсионный фонд, установить обязательное отчисление в государственный Пенсионный фонд компаниями и корпорациями использующими природные ресурсы России, сделать работу фонда прозрачной, принять закон, по которому средства, накопленные гражданами в пенсионных фондах, подлежат в случае их смерти выплате наследникам;
– отменить неналоговые поборы (капитальный ремонт, система Платон для грузового транспорта, утилизационные и другие сборы), усилить контроль и обеспечить снижение расходов граждан по оплате услуг ЖКХ, электроэнергии, связи, тепла, в том числе за счет снижения их себестоимости, модернизации и повышения эффективности систем электро и теплоснабжения, внедрения систем энергосбережения, а также за счет повышения качества строительства объектов;
– поставить распределение средств на дорожное строительство под общественный контроль, в том числе предоставив полномочия общественным контролирующим организациям на местах;
– разработать программу по облегчению выплат просроченных кредитов в плоть до их списания;
– разработать государственную программу поддержки малого и среднего бизнеса, включающую предоставление льготных долгосрочных кредитов и снижение налогов, включая освобождение от налогов, обеспечить поддержку и защиту малого и среднего бизнеса на законодательном уровне;
– предоставить доступные кредиты и обеспечить снижение налогового бремени для мелких фермеров и частных сельхозпроизводителей, а также для кооперативов по производству и переработке сельхозпродукции, воссоздать в городах и поселках кооперативные и фермерские рынки , а также разработать целевые программы поддержки мелких фермеров и частных предпринимателей;
– предоставить государственную поддержку кооперативам и фермерам в создании торговых и экспортно-торговых компаний, в том числе минимизируя для них экспортные пошлины вплоть до отмены пошлин.
Неудивительно, что энергично и целеустремленно проводя политику, основанную на этих планах, Сергей Фургал за полтора года сумел набрать такой политический капитал, что его арест поднял небывалую для современной России волну протеста против действия центральных властей и в поддержку Фургала.
Сейчас появилось множество материалов, которые пытаются представить причиной ареста попытку Ротенберга и «партии дзюдоистов» захватить полностью «АмурСталь», 25% которого пока еще принадлежит жене Фургала, который уже начал процесс передачи этих акций в независимый фонд. (Сейчас уже появилась информация, что жену Фургала заставляют продать эти акции Ротенбергу через Бальского). Не исключаю, что это также была причина ареста, но это лишь вишенка на торте. Мало ли какими акциями владеют жены и дети нынешних губернаторов, но за это их никто не бросает в «воронок» под запись тележурналистов и не сажают в тюрьму под полную изоляцию и блокировку!
Политика и борьба за власть, – вот что сейчас принимается во внимание, остальное – вишенки.
Но что же произошло такого «ускоренного» в эти дни, что было неожиданным по срокам появления?
Первое. Это начало самоорганизации народа Хабаровского края. Все видят многотысячные митинги, но за деревьями не видят леса, ибо главное в этих митингах то, как они организованы. Происходит процесс самоорганизации настолько эффективный и мощный, что он кажется естественным. И это лишь первая фаза.
Следующая уже началась. Через несколько часов или дней может самостоятельно, независимо от ЛДПР или властей, сформироваться организационный центр, который будет формировать не только протестное движение, но и может стать народной альтернативой местной власти, в том числе оскорбляющему народ мэру Хабаровска. Этот центр может стать основой для создания параллельной структуры власти в крае, что фактически поставит врио губернатора Михаила Дегтярева под контроль протестного движения, а не только Кремля.
А далее? О третьей политической причине ареста Сергея Фургала и о том, как могут развиваться события, я расскажу в следующей части…
(Продолжение следует)