Через три дня после гибели Индиры Ганди убийства сикхов и погромы в столице и других городах Индии прекратились. Будто повернули выключатель. Полиция и армия появились на улицах и взяли города под контроль, которые сразу же зажили своей почти обычной жизнью.
Только в Дели было убито почти пять тысяч сикхов. Тела убитых сикхов убрали с улиц. Остались лишь черные дыры сожженных магазинов и домов.
Индийцы вернулись на работу в Информотдел Посольства СССР. Работали у нас тогда только коммунисты или те, кто был рекомендован Коммунистической партией Индии. При этом, служанки и няни, которые готовили еду для советских сотрудников и присматривали за их детьми, а также и слуги, которые убирали в квартирах (это были разные виды работ и выполнялись представителями разных каст), то есть те, кто был допущен в жилые помещения, были христианами. Такова была традиция.
Это был особенный мир, особый контингент. Многие индийцы работали в Информотделе не за деньги. Или не только за деньги.
Большинство из них в эти дни организовали дружины и патрулировали свои районы, там, где они жили, защищая дома и магазины местных сикхов, не давая толпам разъяренных фанатиков заходить и учинять погромы.
Индия стала привыкать к мысли, что Индира Ганди убита. Но в глазах большинства индийцев еще долго продолжали стоять удивление и неверие в то, что случилось.
До убийства Индиры все спокойно и даже с энтузиазмом обсуждали вероятность мести сикхов. Большинство было уверено, что месть сикхов не заставит себя ждать. Но когда телохранители расстреляли Индиру Ганди, индийцы впали в шоковое состояние. И шок этот продолжался не один день.
Потом всё успокоилось. Внешне всё вошло в привычную колею. Но индийцы всё время спрашивали себя и окружающих: как это могло случиться?…
За годы в оппозиции, Индира Ганди сумела показать умение оставаться лидером страны, не будучи этим лидером официально.
7 ноября в 1979 году на праздничный прием в Посольстве СССР пришли не только все дипломаты, но и высшие руководители Правительства Индии, включая министров и премьер-министра 85-летнего Морарджи Десаи, известного и уважаемого политика еще с времен борьбы за независимость Индии.
Гости собирались медленно, по нарастающей, по важности персон. Когда прибыл, в окружении министров и помощников, Морарджи Десаи, посол СССР Юлий Воронцов направился к нему, чтобы приветствовать премьер-министра. И в этот момент по залам прошел шорох. Внимание всех ушло от Воронцова и Морарджи Десаи и обратилось к входу в главный зал Посольства. В зал входила Индира Ганди.
В этот момент все поняли, что только сейчас политическая элита Индии собралась в полном составе, а главная персона здесь – лидер оппозиции Индира Ганди.
Даже в этом, – во времени приезда на прием, она показала свое превосходство, сохраняя при этом подчеркнуто скромный вид.
По поведению дипломатического корпуса, в том числе опытного и умного дипломата Воронцова, было понятно, что все считают Морарджи Десаи официальным и временным лидером страны. Индиру Ганди – реальным лидером…
В 1980 году Индира Ганди вернулась во власть. Большинству было понятно, что она выиграет выборы. Индийцы – большие дети, простили Индире Санджая,- после его гибели.
Оказалось, что среди сомневающихся в победе Индиры Ганди на выборах опять оказались советские востоковеды, а за ними и ЦК КПСС. Это уже напоминало хроническую болезнь.
Сотрудникам Посольства, включая посла Юлия Воронцова, было ясно, что Индира вернется к власти. Но, выполняя установки ЦК КПСС, Воронцов был вынужден ориентироваться на правящую Джанати парти, понимая, что ставит крест на своей карьере в Индии. Индира, по правилам политической игры, будет вынуждена потребовать его замены после прихода к власти.
Что она и сделала. Когда они прощались, рассказывали мне близкие к Воронцову люди, советский посол извинился, заметив, что его уважение к Индире Ганди было неизменно, что он понимал, что для будущего Индии нужна победа именно ее партии. Что он, в конце концов, прекрасно понимал, что она придет к власти. Однако, действовать приходилось ему так, как того требовали установки политического руководства. Это был не его выбор.
Индира Ганди улыбнулась и сказала, что она всегда считала Воронцова великим дипломатом и другом индийского народа и ее лично. Но и она должна действовать по правилам. Это тоже не ее выбор.
Это был ее долг, карма, понимание и чувство которой у Индиры Ганди было очень сильно развито.
Это мировоззрение сконцентрировано в одном эпизоде индийского эпоса «Махабхарата».
Старший из братьев, правивших древним царством, проиграл право на царствование на многие годы. По условиям пари, он и его братья должны покинуть столицу и скрываться. Если его и братьев найдут, то они окончательно потеряют право вернуться и править. Если они сумеют скрываться все это время, то они вернут себе власть.
Братья вынуждены покинуть столицу и скрываться многие годы. Когда они возвращаются и предъявляют свои требования на трон, то правившая все эти годы группа отказывается вернуть власть.
Начинается война. Царство разделилось.
Перед главной битвой, когда войска выстроились друг против друга, у одного из царственных братьев, Арджуны, возникают сомнения. Он не хочет воевать. Он видит напротив, во вражеском войске, тех, кого он любил всю свою жизнь: своего учителя по боевым искусствам, родственников, друзей детства.
Арджуна делится сомнениями с возницей своей колесницы. А возницей у него был воплощение Бога – Кришна.
И Кришна объясняет Арджуне, что у него нет выбора. У него есть долг, есть его карма. Он должен выполнить свой долг, в том числе перед братьями и Справедливостью. Кришна объясняет Арджуне, как успокоить сознание, как сделать тело и сознание твердыми и спокойными, непоколебимыми в выполнении долга. Кришна рассказывает о физических упражнениях и концентрации сознания, медитации.
Эти несколько страниц учения Кришны называются «Бхагават Гита». Из этих страниц выросли и йога, и мировоззрение большинства индийцев.
Без этого нельзя понять действия и Индиры Ганди…
В период ее нахождение вне власти, ею была сделана ошибка, которая заложила мину в ее судьбу и судьбу всей ее семьи. Как константа, заложенная при Большом взрыве, которая потом определяет развитие всей вселенной, включая ее самые отдаленные уголки, так и эта ошибка определила на многие годы судьбу Индии, самой Индиры и ее сына Раджива.
В Пенджабе зарождалось сепаратистское движение во главе с Бхиндарвалом. У Индиры возникло искушение поддержать сепаратистов, таким образом, создавая проблему правящей партии, а также условия для победы на предстоявших выборах в Пенджабе партии Индиры – Индийского Национального Конгресса. Индира поддалась этому искушению, считая, что после победы на выборах она сможет или договориться с Бхиндервалом или подавить сепаратизм в зародыше.
Но когда она победила, сепаратизм среди воинственных сикхов уже стал силой, способной противостоять Дели.
Сикхи прирожденные воины. Они воспитываются с сознанием готовности воевать и готовности к гибели. Англичане в XIX веке считали, что лучшими войнами являются сикхи, гурки и русские казаки. Телохранителями индийских премьер-министров традиционно были сикхи. Спецназ, в том числе и «black cats»,- гурки. В британских войсках гурки до сих пор составляют элиту подразделений спецназа.
Сепаратизм всегда тяжело вытравить, но победить сепаратизм среди народа-война особенно трудно. И Индира поняла это, когда пришла к власти. Все ее попытки решить вопрос политическим путем не принесли результата. Военное давление, операции полиции и спецслужб заставили сепаратистов скрыться в святом для сикхов Золотом Храме в городе Амритсаре.
У Индиры Ганди не оставалось выбора, как задавить сепаратизм, в святом для сикхов месте, оскверняя его. Или осквернение и гибель самой Индиры, или гибель Республики Индия, ее развал. У нее не было другого выхода. И она выбрала штурм Золотого Храма. Это был не ее выбор. Это был ее долг. Ее карма. И смена телохранителей, по большому счету, ничего не меняла. Сикхи составляли самый большой процент, по сравнению с другими народами и национальностями, среди офицеров в индийской армии. Приговор сикхов мог быть отложен, но не отменен.
Об этом говорил и ее гороскоп. А она верила своему астрологу…
Спецназ, гурки, взял Золотой Храм штурмом. Бхиндарвал и 500 его сторонников были убиты.
– Разве можно не доверять таким героям?- сказала на своей последней пресс-конференции Индира Ганди, показывая на стоявших за ее спиной сикхов-телохранителей.
За ее спиной стояли двое телохранителей. Именно те, кто расстрелял ее через несколько дней после пресс-конференции. У них тоже не было выбора.
Возможно, убийство своего «охраняемого лица», лидера страны, женщины-героя, не было их выбором. Это был их долг. Их карма…
В соответствии со своим долгом, Раджив Ганди ушел из гражданской авиации и стал политиком, а после гибели матери – лидером Индийского Национального Конгресса и премьер-министром страны.
В какой-то момент он был вынужден выступить и использовать военную силу против тамильских сепаратистов. Он был убит тамильской террористкой. Она подошла в окружавшей Раджива толпе, поклонилась ему. Раджив наклонился над ней в ответном поклоне-приветствии. В этот момент женщина привела заряд в действие. Голову Раджива нашли в десятках метрах от тела…
Теперь руководит партией Национальный Конгресс Соня Ганди, его вдова. У нее выросли дети Раджива. Сын Рахул стал депутатом Парламента.
У них своя карма… Как и у всех политиков.