Часть 1
Глобальный кризис и конфликт цивилизаций
Охвативший мир кризис является более глубоким и системным, чем любой экономический и общественно-политический кризис, происходивший до этого в истории человечества. Этот кризис не вызван классовыми противоречиями, идеологическим противостоянием, борьбой элит за влияние, территории или богатства. Все это, включая экономические и идеологические противоречия, общественно-политические расколы, национальные конфликты и столкновения элит, лишь сопутствующие и производные составляющие основного и более глубокого кризиса, в который погрузился мир в начале XXI века.
Этот небывалый глобальный кризис вызван конфликтом цивилизаций.
Кризис в отношениях и взаимодействиях основных цивилизаций мира многосложен и происходит одновременно в разных измерениях и проявляется в разных сферах жизни. Основной конфликт между цивилизациями происходит в форме борьбы за равноправные позиции в системе международных отношений и против доминирования в мире западной цивилизации. В эту борьбу вступили русская и китайской цивилизации, а также поддерживающие их цивилизации бывшего третьего мира, в частности, индийская, иранская, арабская и активно формирующаяся латиноамериканская.
Этот конфликт протекает неравномерно, вовлекая в борьбу отдельные народы и государства, которые находятся в буферных зонах. Некоторые из них стремятся, а некоторые вынуждены присоединяться к одной их противоборствующих сторон, некоторым удается избегать пока вовлечение в конфликт.
Происходит активное формирование цивилизационных блоков, стремящихся занять место в новой архитектуре международных отношений, которое позволило бы им не только сохранить независимость, но и получить большее влияние на принятие решений и развитие международных отношений.
Некоторые цивилизации проходят переформатирование и системный внутренний кризис. Например, русская цивилизация, или так называемый «русский мир», который одновременно с борьбой против доминирования западной цивилизации, проходит свой внутренний кризис, вызванный его расколом в результате развала СССР на составные части, каждая из которых за тридцать лет создала свой организационный политический центр и государственную идеологию, в основе которой, что характерно для многих из постсоветских государственных образований, лежат рационализм и национализм, и борьба этих осколков российского и советского прошлого нарастает, приобретая жестокие формы конфликтов, бунтов, столкновений, вплоть до войны, как мы видим сейчас на примере Украины и России, Азербайджана и Армении, а также государств Средней Азии.
И все-таки, наиболее важную роль в переформатировании мира и международных отношений играет борьба основных цивилизаций, прежде всего западной, во главе которой стоят США, стремящиеся провести необходимую и вынужденную перестройку мира, сохранив своё доминирование в мировой экономике и международных отношениях, сохраняя Западом созданную систему международных отношений на основе своей ментальности и идеологий, против поднявшихся и требующих равноправия и претендующих на роль опорных цивилизаций в новой архитектуре международных отношений Китая и России, которые стремятся изменить систему международных отношений, выработать новую, с учетом интересов всех мировых цивилизаций в равной степени.
Именно с анализа конфликта Запад – Россия, ставшего главной ареной гибридной войны цивилизаций, вылившегося в открытый военный конфликт на Украине и грозящего перерасти в третью мировую полномасштабную войну, я хотел бы начать эту серию статей.
1
Что стоит за борьбой Запада и России?
В течение пяти веков западноевропейская цивилизация подчиняла мир, другие цивилизации, доминировала и выстраивала в своих интересах не только архитектуру международных отношений, но и внутренние общественно-экономические и политические системы в других цивилизациях и государствах.
С конца XVI века в мире началась эпоха роста и доминирования западноевропейской цивилизации, которая к концу XIX века достигла полного доминирования на всех континентах, за исключением Российской империи, хотя и на русскую цивилизацию Запад оказывал весь этот период возрастающее воздействие, прежде всего через международную политику, связи элит, в том числе родственные, торговлю, культуру и науку.
Благодаря своим цивилизационным особенностям, прежде всего моральным стандартам, менталитету, Запад получил неоспоримое лидерство в мире, захватив контроль над всеми великими цивилизациями, в том числе Китаем, Индией, Арабским Востоком. Неподконтрольной Западу к началу ХХ века оставалась русская цивилизация, но и она находилась под значительным и возрастающим влиянием Запада.
С конца XIX века произошел качественный скачок, резкий рост влияния западной цивилизации в России, в том числе за счет заимствования российской элитой западных форм государственного управления, западно-капиталистических форм финансовой системы, в том числе банковского сектора, а также организации производства, торговых и страховых структур и услуг, и самое главное, за счет распространения западных теорий общественного и экономического развития, левых революционных идей, в том числе марксизма и социал-демократии.
В 1917 году русская цивилизация, которая в тот момент являлась последним могучим соперником Запада, была взята под контроль. Октябрьский переворот, названный впоследствии социалистической революцией, совершенный по лекалам теории марксизма, которая рассматривала общественные и экономические отношения с точки зрения классовой борьбы, определяла модель будущего человеческого общества как бесклассовое коммунистическое общество всеобщего равенства, обеспечивающее полностью потребности человечества по принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям» и обозначавшая путь развития человечества через диктатуру пролетариата, рабочего класса, интересы которого совпадали с интересами общества в целом, привел к диктатуре в России не столько пролетариата, сколько западноевропейской общественной мысли, а таким образом и западной цивилизационной модели.
Однако, создание на территории Российской империи первого государства, которое начало строить общество по теории марксизма, и попытка превращения русской цивилизации в часть западноевропейской цивилизации, создало глубокое противоречие внутри этой самой западной цивилизации. Победитель получил своего могильщика, терминатора, ибо марксизм и построенное на его идеях социалистическое государство создавалось для уничтожения старого строя в Западной Европе и Северной Америке, который и породил западную цивилизацию.
ХХ век стал веком борьбы двух составных частей западной цивилизации: старой капиталистической системы и созданной как ее продолжение, но и как ее отрицание социалистической системы, которая, по Марксу, должна была уничтожить своего родителя и объединить мир в бесклассовое общество, лишенное частной собственности и обеспечивавшее всеобщее равенство.
Социалистическое государство, СССР, сумело не только отстоять свою независимость, не только совершить рывок в культуре, образовании и здравоохранении народа, создать самый мощный оборонный и научный комплекс, победить в мировой войне, но и расширить свое влияние на мир, в том числе на другие цивилизации, потеснив западноевропейскую цивилизацию и лишив ее доминирования в большей части мирового сообщества. В результате мир разделился по классовому, общественно-экономическому и идеологическому принципам на мир социализма, капитализма (или старую западноевропейскую демократию) и развивающийся мир.
Однако, русская цивилизация не исчезла, как не исчезли другие великие цивилизации, в том числе китайская, индийская и арабская. Более того, попытки создать социализм на совмещении идей западноевропейского коммунизма с нравственными основами и принципами организации и функционирования русского мира, в том числе русской Православной церкви и других религий на территории СССР, дали толчок к качественно новому развитию русской цивилизации, вовлекая и втягивая в нее другие народы, проживавшие на этой территории. Этот процесс получил название «создание советского народа». Фактически, русскими по менталитету стала значительная часть каждой из более ста наций и национальностей, проживавших на территории Российской империи, а затем Советского Союза.
Почему так получилось? Потому что значительной составляющей процесса социализации, коммунизации народов СССР стало внедрение общинных форм, в том числе коллективных хозяйств, артелей, кооперативов, а также, особенно в период реформ Николая Косыгина, и государственных предприятий, работа которых велась на основе идей коллективного владения и коллективного управления собственностью, даже в условиях, когда реальное право распоряжения и управления принадлежало партийным и государственным бюрократам.
2
Причина неудачи коммунистического эксперимента в России
Основная причина неудачи коммунистического эксперимента лежала не в слабости марксистской идеи и не в силе, стойкости или правильности капитализма и западной демократии как системы управления государством и обществом, а в том, что при строительстве социалистического общества и государства в России коммунистические лидеры и бюрократические элиты опирались на западноевропейские принципы общественного и государственного строительства, по сути своей капиталистические.
Они блокировали процесс обобществления производства и государственных структур, который лежал в основе марксизма, поиск новых идей, в том числе направленных на развитие марксизма, а также проведение экономических реформ и развитие форм организации производства и общественной жизни, традиционных для русской цивилизации.
Отвергнув устаревшие и тормозившие развитие России и ее народов, ставшие оковами элементы и структуры государственной системы царской России, большевики увлеклись идеями Запада и не стали опираться на традиции и опыт русского народа, хотя Ленин, увидев «полный запор» военного коммунизма, принял в качестве фундаментальных, главных, системных элементов нового социалистического государства два элемента, которые отражали именно русские цивилизационные принципы: Советы как систему общественного и государственного управления и кооперативы как наиболее обобществленную, а значит социалистическую, и перспективную форму собственности и организации производства. Это выразилось в его формуле «Социализм – это Советская власть плюс кооперация всей страны». Именно о кооперации и обобществлении государственных форм управления были его последние мысли и статьи…
3
О различиях между Западной и Русской цивилизациями
Было еще одно противоречие, присущее первому социалистическому государству, которое стало причиной срыва и неудачи коммунистического эксперимента в России. Это было противоречие между системой, построенной на классовом и групповом владении собственностью, недрами, богатством, средствами производства, а также управлении общественными организациями, который лежал в основе марксизма, и общинной системой организации и жизни большинства населения не только дореволюционной России, но и Советского Союза.
Русская цивилизация основана на общинной структуре общества. Причем русская община была территориальной, а не родовой, и именно эта территориальность определила и сформировала менталитет и характер русской цивилизации. Все, кто готов был стать членом общины, независимо от национальности, могли получить место и равные права в общине.
Именно русские крестьяне-общинники составляли на протяжении всей многовековой истории России свыше 90% населения Древней Руси, Российской империи, а затем и Советской России. Лишь в конце 1920-х годов структура российского населения начала быстро меняться. В результате индустриализации и политики, направленной на развитие и усиление рабочего класса, а также создания нового партийного и государственного аппарата за счет привлечения рабочих и крестьян, в Советском Союзе доля крестьян-общинников резко начала сокращаться. Крестьяне становились рабочими, инженерами, поэтами, писателями, учителями, военными. В начале 1960-х годов доля крестьян-колхозников и работников кооперативов и артелей снизилась до 50% общей численности населения СССР. Однако, несмотря на политику Коммунистической партии, основанной на марксистских догматах, общинный менталитет большинства русских сохранялся и передавался последующим поколениям.
Члены русских крестьянских общин на генетическом уровне избегали резкого обострения конфликтов. Отношения в общине, основанные не на частном, а на общинном владении землей и общинном пользованием лесами, недрами, реками и озерами, заставляли общинников жить на основе мира и взаимопомощи внутри общины, избегать конфликтов, а при возникновении противоречий быстро находить приемлемые участникам конфликта компромиссы.
Разбросанность деревень-общин на огромной территории, покрытой лесами, оторванность от крупных городов и удаленность делали общины-деревни возможной добычей для отрядов грабителей и внешних захватчиков, и это создало особый склад характера. Для русского, конфликт, создающий угрозу существованию общины и жизни общинников, не может быть разрешен компромиссом. Результатом конфликта может быть только уничтожение противника или гибель общинников.
Западноевропейская цивилизация основана на менталитете соперничества, борьбы за свои интересы, на инициативности, активном поиске новых возможностей и вариантов развития, инновационности. Западная демократия предполагает отстаивание и жесткую защиту своих интересов с самого начала возникновения любого конфликта. Конфликт является приемлемой формой поиска возможностей, он развивается резко и нарастает до предела. Однако, когда создается угроза того, что потери в ходе конфликта могут значительно превысить любые возможные приобретения в случае победы, европейцы и американцы начинают поиск компромиссов, которые потом оформляются в законы и правила, которые регулируют и блокируют подобные конфликты в будущем.
Таким образом, для европейско-американской цивилизации компромисс является естественным результатом конфликта, а для русского компромисс является естественным способом разрешения конфликта на его начальной стадии. Для русского конфликт заканчивается уничтожением одной из сторон конфликта. Для европейцев и американцев компромисс создает основу дальнейшего развития и является естественным финалом конфликта…
А теперь вернемся к современному конфликту цивилизаций и рассмотрим этот конфликт на примере войны на Украине, и прежде всего, этой войны как проявления конфликта менталитета и идеологий, которые доминируют и определяют решения и действия Запада, Украины и России, хотя сами российские элиты до сих пор считают, что у современной России идеологии нет…
(Продолжение следует)