Часть 1
Конфликт цивилизаций
Запад рассматривает войну в Украине как не спровоцированную агрессию России против Украины, а санкции, введенные в отношении России, как свой ответ на эту агрессию и как попытку нанести экономике России ущерб, способный подорвать путинский режим и заставить Кремль остановить войну. В итоге, Москва должна будет пойти на компромисс с Вашингтоном и отказаться от амбиций сделать Россию равной США по силе и влиянию мировой державой.
Россия, со своей стороны, рассматривает войну на Украине как операцию по ликвидации созданной Западом угрозы своему существованию и как первый этап в противостоянии с США, целями которого являются обеспечение необходимого России уровня стратегической безопасности и слом всей существующей системы финансовых, экономических и политических отношений в мире, созданных на принципах западной демократии и базирующихся на политическом и финансовом доминировании США. Новая система международных отношений, в понимании Кремля, должна быть создана на принципах взаимодействия и партнерства основных мировых цивилизаций, имеющих неоспоримое право на сохранение и развитие собственных культур и общественно-экономических систем. За Россией тихо, но твердо стоит Китай.
Именно конфликт цивилизаций, мировоззрений, оценочных подходов, целеполаганий и неспособность правильно оценить и предвидеть планы и действия противника лежат в основе нарастающего противостояния в треугольнике США – Россия – Китай.
Непонимание другой цивилизации, непризнание ее особенностей и уникальности, в том числе в восприятии мира и реакции на действия соперника, а также подход к выстраиванию отношений с другой цивилизацией как с соперником и враждебной системой, ведет к ошибкам обеих сторон, нарастанию самого конфликта, а в качестве его последствий, – к неконтролируемому росту материальных потерь и размеров гуманитарной катастрофы. При этом, каждая из сторон конфликта не желает его неконтролируемого расширения и разрастания и надеется на достижение своих целей с наименьшими потерями.
Это противоречие ярко проявилось как в ходе подготовки к войне на Украине и самих военных действий, так и в нарастании санкционной войны, и именно на войне санкций я хотел бы остановиться в этом материале.
1
Война и Санкции
Санкционная война Запада против России, по своему масштабу, объему вовлеченного экономического потенциала и по ущербу, который может быть нанесен финансовым, экономическим и социальным системам противоборствующих сторон, уже сейчас носит характер мировой войны.
Санкции наносят миру удар, намного превышающий ущерб от войны на Украине, при всех огромных военных потерях, в том числе человеческих жизней, разрушения городов и инфраструктуры Украины, объеме гуманитарной катастрофы, которая ведет, как уже сейчас понятно, к потоку не менее 10 миллионов беженцев в Европу. Санкции ударят по миру еще сильнее и больнее.
Военные действия на Украине, которые до сих пор поражают мировую общественность своим размахом и жестокостью противостояния, теперь все более видятся как эпизод более масштабного противостояния и как триггер, запустивший войну санкций.
Тут необходимо обратить внимание на одну особенность.
По международным законам, военные действия на Украине не являются войной. Россия Украине войну не объявляла. Украина, как это удивительно ни звучит, также до сих пор не объявила войну России. И причиной этого нежелания объявить войну являются экономические и финансовые интересы Украины, России и, прежде всего, Европы.
Несмотря на военные действия, охватившие территорию равную Великобритании, российский газ продолжает поступать в Европу по газотранспортной системе Украины. Европа продолжает платить Газпрому за газ, а Газпром продолжает платить Украине за использование ее газопроводов. Отказ от официального признания войны в условиях полномасштабных военных операций и миллионов беженцев объясняется тем, что сам факт объявления войны неизбежно заставит Европу и Украину сначала остановить поставки российского газа, а затем приведет к полной блокировке поставок энергоносителей из России.
Таким образом, отказываясь официально признать войну, Украина, Россия и Европа пытаются заблокировать неконтролируемый скачок санкционной войны, избежать худшего сценария и, хотя бы на время, удержаться от падения в пропасть экономического кризиса.
Но так только кажется, ибо санкционная война даже в том виде, в котором она сейчас ведется, толкает Европу к падению в бездну, и отказ от объявления войны не способен остановить процесс.
Рассмотрим подробнее, что происходит на фронтах санкционной войны…
2
Компромисс или Смерть
Ущерб от санкций зависит не только и не столько от силы стороны, которая вводит санкции, сколько от степени подготовленности к санкциям противника, в отношении которого эти санкции применяются.
Начальный период санкционной войны показал, что ни Россия, ни Запад не смогли подготовиться в полном объеме к этой войне, неправильно оценивали и прогнозировали действия соперника, что проявилось сразу же после введения санкций. В этом сказалась цивилизационная разница в мировоззрениях и в прогнозировании действий противника.
Русская цивилизация основана на общинной структуре общества. Именно русские крестьяне- общинники составляли на протяжении всей истории России свыше 90% населения Древней Руси, Российской империи, и только в Советском Союзе доля крестьян-общинников резко начала сокращаться. Крестьяне становились рабочими, инженерами, поэтами, писателями, учителями, военными, но общинный менталитет сохранялся. В начале 1960-х годов доля крестьян-колхозников и работников кооперативов и артелей снизилась до 50% общей численности населения СССР.
Члены русских крестьянских общин на генетическом уровне избегали резкого обострения конфликтов. Отношения в общине, основанные не на частном, а на общинном владении землей и общинном пользованием лесами, недрами, реками и озерами, заставляли общинников жить на основе мира и взаимопомощи внутри общины, избегать конфликтов, а при возникновении противоречий быстро находить приемлемые обеим сторонам компромиссы.
Разбросанность деревень-общин на огромной территории, покрытой лесами, оторванность от крупных городов и удаленность делали общины-деревни возможной добычей для отрядов грабителей и внешних захватчиков, и это создало особый склад характера. Для русского, конфликт, создающий угрозу существованию общины и жизни общинников, не может быть разрешен компромиссом. Результатом конфликта может быть только уничтожение противника или гибель общинников.
Западноевропейская цивилизация, в том числе демократия, предполагает отстаивание и жесткую защиту своих интересов с самого начала возникновения конфликта. Конфликт развивается резко и нарастает до предела. Однако, когда создается угроза того, что потери в ходе конфликта могут значительно превысить любые возможные приобретения в случае победы, европейцы начинают поиск компромиссов, которые потом оформляются в законы и правила, которые регулируют и блокируют подобные конфликты в будущем.
Таким образом, для европейско-американской цивилизации компромисс является естественным результатом конфликта, а для русского компромисс является естественным способом разрешения конфликта на его начальной стадии. Для русского конфликт заканчивается уничтожением одной из сторон конфликта. Для европейцев и американцев компромисс создает основу дальнейшего развития и является естественным финалом конфликта.
Это цивилизационное различие привело к тому, что Россия не предполагала такого быстрого массового и масштабного объёма наложенных на нее санкций. Москва ожидала санкций и давно готовилась к ним, но считала, что будет постепенное нарастание санкционного давления с перерывами на переговорный процесс, который предоставлял бы Москве возможность обсуждения и, самое главное, предупреждения противника об ответных шагах России и разъяснения последствий российских контрсанкций для Европы и США. Считалось, что самые тяжелые и опасные для России санкции, а также ее контрсанкции, которые могут оказаться наиболее болезненными для мировой, прежде всего европейской экономики, России удастся избежать путем разъяснения западным политикам возможных для них последствий.
Не получилось…
Санкционное давление обрушилось на Россию, и Москва ответила так, как предполагала ответить только в чрезвычайной ситуации, в случае войны, и мир начал скатываться в пропасть экономического и социального коллапса.
Кроме того, в первые же дни высветились наиболее слабые элементы и звенья в экономиках и системах государственного управления России и Запада. Эти слабые звенья неизбежно начнут рваться и разрушаться в ближайшее время, что позволяет аналитикам спрогнозировать возможные последствия для сторон конфликта и мира в целом.
Начнем с Запада, ибо если России вторжением в Украину инициировала военный конфликт, то именно Запад инициировал введение санкций против России, что и послужило началом экономической войны, которая имеет все шансы взорвать мировую экономическую систему.
И тут мне хотелось бы сразу подчеркнуть одну из особенностей в действиях Запада, которая может определить итоги противостояния. Это слабая подготовка к введению санкций и неспособность просчитать их последствий. Неспособность просчитать последствия отличает прежде всего ЕС.
Ошибки при прогнозировании последствий вводимых Брюсселем санкций происходят по всем секторам, сферам и направлениям. Начнем с финансовой сферы…
3
Деньги не исчезают. Деньги меняют владельцев
В России, в том числе в независимых и государственных СМИ, в последние два года особенно много говорили о том, что Москве не следует хранить резервы государства в долларах, евро, фунтах. Экономисты и политики всех уровней и взглядов настаивали на том, что государственные резервы необходимо хранить в золоте, а золото в Центральном банке России. Говорили об этом все, за исключением либерального клана.
Прозападные либералы до сих пор остаются влиятельным политическим и идеологическим кланом России. Именно они свергли Михаила Горбачева, а после распада СССР сформировали окружение Бориса Ельцина и пришли вместе с ним к власти в России. Многие из них еще с советских времен были связаны с КГБ, и именно эти связи обеспечили им возможность прихода к власти и проведение тотальной и наглой приватизации. И именно они обеспечили приход к власти и Владимира Путина, который до сих пор оставляет статус неприкасаемых (не в понимании индийцев, а в понимании российской бюрократии) для некоторых из них, в том числе для Чубайса, который сыграл важную роль в обеспечении поддержки Владимира Путина при утверждении его кандидатуры в Госдуме на пост премьер-министра России, а следовательно, и официального преемника Ельцина.
Наиболее влиятельными фигурами в либеральном клане сейчас являются Председатель Центрального Банка России Эльвира Набиуллина и Министр финансов Антон Силуанов.
Фото: Эльвира Набиуллина и Антон Силуанов
На протяжении последних двух лет Центральный банк России постоянно снижал свои резервы в долларах и к началу 2022 года довел долю долларов до 10% валютных резервов. Однако критики Набиуллиной и Силуанова считали, что и такие резервы необходимо сократить.
Резервы в евро тоже критиковались, однако большинство политологов и экономистов в России, требуя снижения резервов в евро, одновременно считали, что в случае экономической войны между США и Россией, ЕС будет придерживаться мягкой линии по отношению в Москве. И тем не менее, требования по снижению резервов в западных валютах раздавались все громче и настойчивее на протяжении последних нескольких лет, особенно с нарастанием напряженности между Москвой и Киевом.
Набиуллина и Силуанов почти не реагировали на призывы оппозиции, и это вызывало не только возмущение, но и требования к Владимиру Путину вразумить, наказать и даже уволить Председателя ЦБ и министра финансов. Заявления Путина о том, что он доверяет Набиуллиной и Силуанову, что он доволен их работой, вызывало недоумение и растерянность у большей части политически активной общественности.
Начало военных действий на Украине и вторжение российских войск для большинства населения России, в том числе политических аналитиков, политиков и государственных чиновников, было неожиданным. Но самым неожиданным оказались размеры государственных резервов, которые остались размещенными Центральным Банком РФ в долларах и евро на момент введения войск на территорию Украины и принятия Западом санкций против России, в том числе блокировки ее валютных резервов. Всего, в пересчете в доллары заблокированными оказались 300 – 320 миллиардов долларов.
Это стало самым сильным ударом по финансовой системе и самой неприятной новостью для России. Удивление и шок были реакцией на эту новость. Российские СМИ, как государственные, проправительственные, так и оппозиции, потребовали расправиться с либералами. Открыто звучали обвинения в измене Родине, предательстве, подрыве государства и его финансовой системы. От Путина требовали немедленного расследования, возбуждения уголовного дела и ареста Набиуллиной и Силуанова.
Набиуллина ограничилась краткими заявлениями, что она и Правительство не ожидали подобных действий со стороны Запада. Силуанов почти три недели отказывался от встречи с прессой и не давал никаких объяснений, а потом признал арест блокировку счетов.
Реакция Путина удивила всех. Он просто промолчал, будто ничего особенного не случилось. Будто три сотни миллиардов долларов государственных резервов, которые могли быть использованы на пенсии, пособия для матерей и детей, поднятия уровня жизни населения или развития здравоохранения и образования, ничего особенно для него не значили…
С Силуановым я лично не был знаком. Однако, работая на объектах Управления делами президента, Олимстроя, ФСО и Правительства РФ (только с Управлением делами Президента в период с 1994 по 2011 год я подписал и выполнил несколько десятков контрактов по строительству и реконструкции объектов, в том числе в Кремле), я близко наблюдал работу Минфина.
Минфин представлял собой, как и все министерства, корпорации или структуры в России, отдельный клан, который жестко отстаивал свои интересы не только в сфере распределения финансовых потоков, но и использовал свою власть над финансами для проталкивания и отстаивания своих интересов в других, казалось бы, далеких от финансов сферах. Там, где были деньги из государственного бюджета, там были и интересы Минфина или их чиновников, и к идеям и пожеланиям их все относились со вниманием.
Единственная зона, где Минфин превращался в исполнителя без права на претензии, был Кремль. Приказ или просьба Президента и его ближайшего круга исполнялись немедленно. Однако, и здесь допускались тихие игры за свои интересы.
С Эльвирой Набиуллиной я был знаком и даже состоял в ее Экспертном Совете при Правительстве, который занимался экономическими реформами, в том числе развитием строительной отрасли и проектированием развития городов.
Набиуллина была активной, внимательной, слушающей и старающейся понять выдвигаемые идеи, но при этом она не имела никакого опыта реальной работы. Она была типичным представителем академических и около академических кругов, не имевшим опыта конкретной работы в промышленности, строительстве или какой-либо другой отрасли, не прошедшим путь снизу до верху, а проплывшим в лифте с этажа «университет» до этажа «аспирантура», потом переплывшим на этаж «советник при Правительстве», а затем на этаж «Министр» и далее «Председатель ЦБ».
При Сталине таких руководителей не было. А если кто-то случайно попадал, то быстро вылетал, в лучшем случае приземляясь в Сибири на лесоповале. В последние годы СССР такие советники и академики наплодились и стали влиятельной силой, формируя мнение партийного руководства информационными и аналитическими «записками» для ЦК КПСС. Те, кто работал «в поле», терпел этих «академиков», называя их между собой «гуманоидами»… Ничего оскорбительного, просто констатация факта их оторванности от реальности. Именно «гуманоиды» и привели Андропова, а потом Горбачева к «перестройке», которая по сути была «развалом»…
При этом, Набиуллина была исключительно исполнительным работником. Из нее просто излучалось желание выполнить поручение, добиться какого-то результата, пусть и не очень связанного с действительностью и реальностью, но поддержанного мнениями академиков, консультантов и экспертов. Самостоятельно выдумать что-то, отвергнутое экспертами или ими не проработанное, она не могла. А не выполнить поручение Президента или премьер-министра, пойти отрыто против их воли она была неспособна от слова «совсем»… Во всяком случае, я этого даже вообразить не могу.
Что же тогда произошло?
Кремль не предупредил Набиуллину и Силуанова о начале военной операции в Украине?
Это не только возможно, но и вероятно. Всем известно, что российский ЦБ является частью международной финансовой системы, которая предполагает, что ЦБ подчиняется не столько Правительству РФ, сколько МВФ и тесно сотрудничает с другими международным финансовыми организациями. Можно предположить, что в Кремле допускали, что информация о начале вторжения в Украину могла уйти из Минфина и ЦБ на Запад, и поэтому Набиуллину и Силуанова не предупредили о начале военной операции.
Однако, это не объясняет, почему половина российских валютных госрезервов оказались в долларах, евро и фунтах. Более того, в СМИ появилась информация, что в конце января 2022 года, то есть за месяц до вторжения в Украину, ЦБ РФ из государственных резервов отправил на продажу в Лондон 200 тонн золота.
Набиуллина и Силуанов не понимали, что происходит и может произойти в Украине? Они верили заявлениям Правительства и СМИ о том, что вторгаться Россия в Украину не намерена? Они действовали по приказу МВФ в интересах Запада в то время, когда Путин неоднократно повторял, что санкции против России будут в любом случае, и эти заявления Путина показывали по российскому телевидению? В советские времена расстреливали за такие мысли, не только за действия. А Силуанов и Набиуллина продолжали занимать свои посты…
Однако, через некоторое время после начала боевых действий просочилась информация, что Кремль рассматривает санкции по блокировке валютных резервов России не просто как действия направленные против интересов России, но как акт начала войны… А затем появились заявления о том, что в ответ на эти санкции Россия может отказаться от выплаты долгов в валюте и перейдет на оплату долговых обязательств в рублях… Потом появилась информация, что все частные российские банки, организации, корпорации и компании, которые взяли валютные кредиты, теперь начнут платить по своим долгам в рублях, которые будут зачисляться на специальный счет в Центральном банке.
Западные финансовые компании, банки и фонды, которые купили российские облигации, ценные бумаги или выдали валютные кредиты теперь смогут получать оплату только в рублях, то есть они вынуждены будут покупать рубли за ту валюту, которую назовет ЦБ России, по тому курсу, который определит ЦБ и Правительство, точнее, Кремль.
Появились и оценки суммы долга российских частных компаний и банков. Называлась сумма от 1 триллиона долларов до 1.5 триллионов долларов.
Затем Владимир Путин, выступая на заседании Правительства по проблемам западных санкций, уже официально заявил о том, что выплаты по долгам Западу российские частные компании теперь могут осуществлять в рублях, переводом на счет в ЦБ.
А затем появилась информация, что банки и российские корпорации, принадлежащие тем же олигархам, которые попали под санкции, набрали кредитов и продали облигаций и долговых обязательств еще на несколько триллионов долларов (назывались суммы до 6 триллионов), и где находятся эти доллары известно далеко не всем…
Причем, значительную часть этих обязательств и облигаций, якобы, купили пенсионные фонды США и Европы…
А это уже означает, что по долларовой системе и западной экономике может быть нанесен такой удар, который приведет к социальному взрыву…
Теперь можно перейти к другому, еще более опасному для Европы фронту санкционной борьбы…
(Продолжение следует)