Ходорковский выглядел еще холеным и уверенным, но в коридорах власти уже чувствовалось, что вокруг Ходорковского происходят необычные и очень опасные для него процессы. Серия заказов на него и его бизнес, говорили о том, что отдельные волки и стаи почувствовали запах крови, что империя Ходорковского может стать жертвой, может быть разорвана и поделена.
На такие наезды без согласования с Кремлем мало кто мог отважиться. Тем более удивительным для меня был разговор, который произошел, когда мне было уже известно о наездах на ЮКОС со стороны ФСБ и налоговиков.
В тот день, ближе к вечеру, я встретился с заместителем Коменданта Кремля Михаил Васильевичем Фирсовым в пабе «Темпл бар», который находился на Манежной площади напротив Вечного огня Неизвестному солдату у Кремлевской стены. Паб в Кремле носил кодовое название «Напротив огня».
– Я тебе сейчас по бизнесу твоему важную наводку дам. Ты уж дальше сам соображай, – сказал Фирсов, поднимая бокал с пивом.- Ты на Ходорковского выходы имеешь?
– Ну, знаю его бывших начальников, которые его центру технического творчества передали собственность комсомола. Он эту собственность потом приватизировал и создал свой банк. Ну, и так далее… Есть друг в руководстве одной из его структур. А что?
– Он – будущий премьер-министр,- сказал твердо Фирсов.
– Почему это?
– У нас в БКД (Большой Кремлевский Дворец – ВМ) сегодня была встреча президента с олигархами. Я отвечал за мероприятие. Когда Путин вошел в зал, олигархи все встали, а Ходорковский подошел к нему и начал с ним что-то обсуждать. Они отошли в сторону и продолжали обсуждать. Минут сорок разговаривали. Ходорковский ему; Володя, там.. Володя… Путин стоял его слушал внимательно, кивал… Они тихо между собой разговаривают, а все вокруг стола стоят… Точно. Будет премьер-министром!
– Почему сразу премьер-министром?
– А кем еще?- удивленно спросил он.- Ходор метит на премьера давно.
– А что они обсуждали?
– Откуда я знаю? Я что, пойму? И не мое это дело… Я говорю, Ходор ему: Володя, там, то… Володя, сё… Его что, Путин слушать будет, если Ходор у него не из самого ближнего круга? Точно. Ориентируйся на Ходорковского. Пусть твои друзья выводят тебя на него…
Ирина, моя жена, называла Фирсова «военным солдатом». Это ему подходило.
Когда стало известно о возбуждении в отношении руководства ЮКОСа уголовных дел, я спросил Фирсова:
– Василич, ты что же с Ходорковским так промахнулся?
– Хрен знает этих питерских,- удивленно и растерянно сказал Фирсов.- Правда, стояли и говорили, как самые близкие друзья… Ничего не понимаю. В советские времена или при Ельцине, если бы кто так поговорил с первым лицом, то точно означало, что человек идет на самый верх… А с Путиным… ничего не понятно… На хрена он с ним столько стоял и разговаривал? Ведь знал же, что тому в тюрьму идти… Послал бы его на х…, и все. А он разговаривал зачем-то… (подробнее – https://valerymorozov.com/news/1014 ).
Перед арестом
Ходорковский выделился и вышел из строя олигархов, тех, кто правил Россией, пользуясь Ельциным и его окружением, как покровом для своего обогащения. Но за ними были и другие силы, зарубежные, которые вложили огромные деньги в поддержание и переизбрание Ельцина в 96 году. Я слышал сумму в 500 миллиардов долларов. И я в это верю, хотя, когда мне это сказали, я поверить не мог. Просто не мог поверить! Хотя слышал я эту сумму от источника, которому вынужден был доверять, потому что он это мог знать по своему служебному положению. И источника не российского.
Фактически, избрание Ельцина и сохранение власти олигархами было сделано не за счет денег самих олигархов, а за счет зарубежных правительств и финансовых центров. Олигархи и семья Ельцина лишь организовали распределение этих средств, систему оплаты услуг тех, кто развернул кампанию в поддержку Ельцина, кто поддержал его в регионах административных ресурсом, а также тех, то победив на выборах, не стал оспаривать официальные результаты. Думаю, что выборы Ельцина были одной из самых прибыльных комбинаций группы олигархов и членов Семьи и самое доходное время для российской элиты.
Делали они это настолько узким кругом, что в этот круг, предвыборный штаб, не попали ни Коржаков, начальник Службы безопасности президента, ни Барсуков, директор ФСБ. Эти двое попытались «схватить» протекающий мимо поток денег, получив, я не исключаю, информацию и от самого Березовского, и от оперативников спецслужб, проведя знаменитое задержание у Дома Правительства Лисовского и Евстафьева с коробками «ксерокса», набитыми наличными долларами. Коржаков и Барсуков стремились лишь присосаться к потоку долларов, но попались в расставленный Березовским капкан. Березовский и Чубайс представили Ельциным дело таки образом, будто Коржаков и Барсуков вот-вот арестуют и олигархов, и Татьяну Дьяченко, дочь Ельцина, которая координировала операцию от семьи. Больной Ельцин под нажимом семьи в ситуации не разобрался и уволил Коржакова и Барсукова. Так Березовский перестал быть «кошельком» Коржакова, перешел в разряд «хозяев», назначил себе «кошельком» Абрамовича, который через пять лет провел подобную же комбинацию и избавился о Березовского.
Эта история тоже сыграла определенную роль в судьбе Ходорковского. Потому что именно после избрания Ельцина, когда олигархи чувствовали расцвет своей системы, попытались подчинить себе государство и власть, Семья, и лично Ельцин, решила избавиться от них. Именно с учетом этой задачи Семья подбирала приемника Ельцину. После нескольких проб и ошибок отобрали Владимира Путина, который с 1998 года знал о том, что ему, возможно, придется решать задачу о сломе системы олигархического правления Россией. О том, что Путин будет президентом, мне сказали уже тогда, в 1998 году, когда его назначили на должность заместителя Управляющего делами президента. Я просто не поверил, посчитал болтовней.
Действия Семьи по удалению олигархов начались до прихода Путина к власти. Сначала была попытка избавиться от Березовского. Поручение было дано руководителю ФСБ Ковалеву, который получил свое место как раз по рекомендации Березовского. Тот от олигархов «курировал» ФСБ, хотя и был в свое время, в 1994 году, завербован ФСБ (а может быть, именно поэтому). Вербовку проводил офицер ФСБ Литвиненко. А приказал провести вербовку Березовского дали как раз Коржаков, который тем самым превратил Березовского в свой «кошелек». Именно Литвиненко и его начальник Гусак рекомендовали Березовскому Ковалева для назначения на должность руководителя ФСБ, когда Барсуков был снят с должности.
Информация о поручении «разобраться» с Березовским (речь шла не об убийстве, а об удалении Березовского от власти и лишения его финансовой империи) от Ковалева утекла к Литвиненко, который и предупредил Березовского. Так был разыгран спектакль «Заговор ФСБ с целью убийства Березовского», широко раскрученный СМИ, которые принадлежали Березовскому и другим олигархам. Ковалев был убран, а на его место был назначен Владимир Путин.
Конфликт Путина с олигархами, слом системы влияния олигархов на государственные решения, не следует воспринимать как действия, противоречившие наследию Ельцина. Это было исполнение планов Ельцина и его семьи, которые сам Ельцин не был в состоянии выполнить. Путин это сделал. Ходорковский, судя по его интервью, не понимает этого до сих пор. Возможно, не понимал этого до своей смерти и Березовский (подробнее – https://valerymorozov.com/news/767 ).
Путин удалил Березовского, передав его активы Абрамовичу, а затем государству (не будем сейчас разбирать коррупционную составляющую). Он удалил Гусинского, который, как и Березовский, сначала «не допёр», куда разворачивается корабль, и куда ветер дует, а когда «допёр», то решил, не ждать разборки и покинул Россию. Путин заставил разбежаться и многих других.
Ходорковский «разбегаться» отказался. Он уже шел по пути, который выбрал. Он создавал то, что хотел, и не желал отказываться от своих планов, в том числе, создания эффективного и прозрачного бизнеса, а на его основе – новых структур гражданского общества, нацеленных на демократические преобразования в России и укрепление законности. Он уже включился в борьбу за власть в Кремле. И включился, судя по его интервью, понимая, что ставки в этой борьбе необычайно высоки. Именно эти три составляющие политической деятельности Ходорковского и привели к тому, что он стал главным претендентом на показательное и жесткое наказание олигарха – главного акта в борьбе Путина с олигархами, которая была завещана ему Ельциным.
В отборе Ходорковского на роль жертвы сыграли и другие обстоятельства: личная неприязнь Путина, заказы ФСБ ЮКОСа конкурентами, которые почувствовали неприязнь к Ходорковскому Кремля, огромные запасы ресурсов, сконцентрированные в ЮКОСе, который представлялся всем «жирным и лакомым куском», вызывая аппетит многих.
Сыграла роль и связь Ходорковского с Березовским, а также слияние ЮКОСа и Сибнефти. С одной стороны, Ходорковский и Березовский преследовали общую цель: создать одну из крупнейших корпораций мира, которая позволит им войти в «клуб» самых влиятельных людей, которые могут вершить судьбами не только России, но и мира. С другой стороны, у каждого из них были свои цели, своя комбинация.
Ходорковский понимал, что новая компания значительно укрепит его не только не только финансово, но и политически. Такая компания могла создать систему финансового, политического, административного ти информационного контроля половины России. Ходорковскому нужен был год-два, чтобы сделать рывок в развитии не только производства, сколько гражданских структур. И он тогда становился непотопляемым.
Березовский знал о растущем напряжении в отношениях Кремля, ФСБ и Ходорковского. Он понимал, что объединение компании может привести к захвату им контроля над практически всем нефтяным сектором экономики России, плюс химия и нефтехимия в качестве «добавки». Для этого нужно было убрать Ходорковского, прижать его, создав конфликт с Кремлем и Путиным.
Но были в этом раскладе и другие игроки. Абрамович знал как о трениях между Кремлем и Ходорковским, так и о том, что Березовский порядком надоел Семье, и его давно решено убрать. С семьей Ельцина и с Путиным у Абрамовича выстроились особые, доверительные отношения, в обход Березовского. В этом сыграли несколько эпизодов, несколько поручений, которые Абрамович беззвучно выполнил по их поручению. Так, именно Абрамович передал лично Путину его «дело»: сотни папок, видео и аудио кассет, на которых петербургскими оперативниками МВД были записаны разговоры и встречи Путина в рамках проводимого в отношении Путина расследования. Материалы дела были вывезены из Санкт-Петербурга начальником Службы безопасности Березовского Сергеем Соколовым, который передал их Абрамовичу. Тот, не заглядывая, немедленно передал «дело Путина» самому Путину.
Абрамович рассчитывал, что он сумеет провести комбинацию, в результате которой будут убраны и Ходорковский, и Березовский, а вся корпорация окажется в его руках.
Но был еще и сам Путин и его питерская группа, которая распределила роли совершенно по-своему. Березовский был выслан, его активы перешли Абрамовичу, который продал их госкорпорациям, получив несколько миллиардов в качестве премиальных. Переход от одного варианта криминально-олигархического режима, где центральным элементом системы была группировка олигархов, к другому варианту, где центром становился Кремль и госкорпорации, начался.
Ходорковского ожидал арест, показательный суд и тюрьма.
(Продолжение следует)