Главная задача современной России – смена РЕЖИМА, то есть изменение социально-экономической системы, моральных и нравственных основ общества, вектора развития России.
Решения этой задачи может быть осуществлено тремя путями:
- Бунтом, революцией, силовым разрушением и попыткой на основе развалов и завалов построить новую Россию. Этот вариант рассмотрен в первой части (см. https://valerymorozov.com/news/1935 )
2. Изменением РЕЖИМА изнутри, путем реформ и преобразований по инициативе Кремля и правящей элиты
Этот путь пока возможен. Во всяком случае, такую возможность нельзя отвергать. В обществе остается надежда, что Путин будет реально бороться с коррупцией, сохранит целостность государства, проведет реформы, которые необходимы для снятия межнациональных, классовых и клановых противоречий, развития экономики в интересах всего общества.
Следует признать, что существование России как единого государства при этом РЕЖИМЕ во многом является заслугой Путина. Если бы не он, если бы во главе государства остался Ельцин в виде пьяной развалины, которая была ширмой для прикрытия разграбления России олигархическими и криминальными группировками, то Россия закончила бы свое существование как единое государство еще в начале 2000-х.
Путин сумел выстроить РЕЖИМ таким образом, что интересы отдельных олигархов (Березовского, Ходорковского и далее по списку), а также интересы этнических криминальных группировок (ЭКГ) и региональных криминальных группировок (РКГ) были поставлены под контроль. Эти интересы оказались подчинены Центру: Путину и его питерской группировке, которая затем переросла в кремлевскую правящую группировку (КПГ). Эта новая группировка заменила то, что при Ельцине называли «Семья», и вобрала в себя высший состав не только центрального государственного аппарата, силовых структур, но «центровых» региональной элиты. Ослабление вертикали власти, прежде всего ее силового стержня, как и естественный результат этого ослабления – развал России, противоречат интересам КПГ, которая правит Россией как своей вотчиной, своей собственностью, которой ни с кем делиться не собирается. Ну, за исключением случаев, когда раздел для нее очень выгоден или неизбежен (об этом отдельно).
КПГ стала высшей стадией развития РЕЖИМА, который криминальный и олигархический капитал начал создавать в России с начала 90-х годов. Она сохранила единство России, но она не сняла ни единого противоречия, ни единой проблемы. Более того противоречия нарастают. Общество все более раздирается на классы, нации, народности, слои, кланы, группы, регионы и районы, имеющие свои интересы, часто враждебные другим. Противоречия между ними никто не пытается снять. Кремль и нынешняя элита надеется силой, пряником (местами в госаппарате, «полянами» для бизнеса, долями в финансовых потоках и т.п.), компроматом на всех и вся, затянутостью и вовлечением всех в противоправную деятельность, круговой порукой сохранить свою власть.
Фактически, мы наблюдаем уникальный опыт по строительству государства и общества на моральных, нравственных и организационных принцах криминального общества.
То, что этот опыт окажется неудачным, что в финале этого пути – «плаха с топорами», пропасть, в которой погибнут многие, а возможно и страна под названием «Россия», совершенно ясно. В современном мире,- с его глобализацией, ускоренным развитием технологий, интернетизацией, дерегулированием управленческих центров и систем,- государство, построенное на примитивных принципах криминальной группировки или неконтролируемой спецслужбы, долго существовать не может. И никакие природные ресурсы, никакие цены на газ и нефть не изменят финала. Оттянуть немного могут. Изменить – нет!
Скорее всего, Путин это понимает. Во всяком случае, это понимают многие и в Кремле, и в Белом доме, и в региональных центрах власти, и бизнес элита, и интеллектуальная элита России. Это понимают и в мире, где по-своему готовятся к будущему коллапсу РЕЖИМА (проект «Путин 2»), а возможно и всей России (проект «Россия 2»).
Об остроте противоречий, в том числе между кланами и группировками элиты, говорит и появившаяся информация о конфликте группировок внутри ФСБ, и о попытке отравления Золотова, руководителя Службы безопасности Президента, о назначении Золотова заместителем командующего внутренних войск и подчинении ему подразделений спецназа МВД. Такие действия предпринимаются не для борьбы с оппозицией, не для усиления РЕЖИМА, а для усиления личной гвардии, для борьбы внутри РЕЖИМА с другими группировками, прежде всего, с другими спецслужбами.
Могут ли Путин и его ближайшее окружение инициировать процесс реформирования РЕЖИМА и его изменения сами, не дожидаясь бунта и неконтролируемых выступлений населения? Сомневаюсь. Для этого Путину необходимо возвыситься над окружением, над самой КПГ, найти НОВУЮ основу, на которую он смог бы опереться. Ему надо найти или создать новую элиту.
Это смог сделать Сталин в конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века. Он оторвался, возвысился над партийным и государственным аппаратом, над старыми большевиками. Он провел чистку в партии одновременно с наборами новых членов, запустив в партию миллионы молодых и малограмотных коммунистов, преданных ему лично, которые растворили в себе старые партийные кадры. Он создал новую мораль и новую икону – «великого вождя Ленина», а затем и свою собственную икону – «великого Сталина». Он провел чистку партийного аппарата, используя спецслужбы, а затем чистку спецслужб, используя новый партийный аппарат. Он провел чистку армии, используя партийный аппарат и спецслужбы. Он провел чистку хозяйственного актива, всего управленческого аппарата страны. В итоге он создал НОВЫЙ РЕЖИМ, который имел мало общего с идеями Маркса и молодого большевизма и сильно отличался от образа социализма, который представлялся Ленину.
Сталин создал новый РЕЖИМ – СТАЛИНСКИЙ СССР, который развивался, прошел период застоя, гниения и распада.
Путин довел РЕЖИМ, созданный советским криминалом и остатками партийно-хозяйственного актива СССР периода разложения, до пика развития. Он уже создал ПУТИНСКУЮ РОССИЮ. Ему надо возвыситься и оторваться не просто над окружением, а над тем окружением, которое он сам создал, и которое создало его, над самим собой.
Сталину было на кого опираться: молодые коммунисты-аппаратчики и хозяйственный актив считали своим лидером его, а не Троцкого, Бухарина или Рыкова. Молодой офицерский состав видел заносчивость и барство маршалов и генералов Красной армии, героев Гражданской войны. Блюхер и Тухачевский, привыкшие ставить себя выше законов, вызывали не только восхищение, но и ненависть, прежде всего у молодого комсостава, который служил непосредственно под их командованием, видел их вблизи. Попавшие под каток репрессий, они с готовностью и чистосердечно давали показания о заговорах и преступлениях в армейской среде.
Сталин опирался на существовавшую оппозицию старым кадрам в партии и советских органах. У Путина возможности опираться на оппозицию нет. Стараниями нынешних «лидеров» оппозиции в России есть оппозиция лично Путину и «кооперативу «Озеро», но нет оппозиции РЕЖИМУ. И это понятно: лидерство на Болотной захватили как раз те, кто делал этот РЕЖИМ, или за кем стоят те, кто этот РЕЖИМ сделал, кто остается, даже отстраненный от рычагов власти, основой существующего РЕЖИМА, его плотью. Именно поэтому Навальный, Немцов, Касьянов и другие отказываются от выработки платформы, программы оппозиции. Они не могут предложить альтернативу РЕЖИМУ. Они предлагают альтернативу Путину. Такую оппозицию можно купить, можно подавить, можно разложить, но на нее нельзя опираться в борьбе с существующей элитой, меняя вектор развития страны.
Путин уже несколько раз пытался сделать «новый набор» в элиту, делая различные проекты по созданию партий, движений, фронтов и так далее, но пока все попытки были направлены не столько на изменение РЕЖИМА, сколько на его укрепление. Это были попытки переливания новой крови в больной организм. Но кровь переливали, уже зараженную теми же болезнями.
Поэтому, отвечая на вопрос «Что делать?» в рамках возможного второго пути реформирования РЕЖИМА, следует выделить главное:
Необходимо создать новую оппозицию. Оппозицию РЕЖИМУ, а не только нынешним правителям в Кремле.
Для этого…
Продолжение следует