Начиная с введения российских войск в Сирию, взаимоотношения в треугольнике Запад – Турция – Россия привлекают пристальное внимание политиков и политологов, которые занимаются международными делами. Взаимодействия Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана в последнее время стали одной из главных тем политической аналитики.
Особый интерес вызывают отношения России и Турции в тех областях, где Эрдоган представляет интересы не только Турции, но и НАТО. Именно взаимодействия России с Турцией как членом НАТО в последние недели стали центральным предметом обсуждений и споров, в том числе на международных форумах и семинарах.
Этот интерес объясняется тем, что Россия и Турция, которые на протяжении почти всей истории были соперниками и врагами, противоречия между которыми служили причинами многих русско-турецких войн, в том числе с вовлечением других государств, включая Великобританию и Францию, как это было в Крымскую войну, в последние годы выстроили отношения, которые для современного мира, в том числе в глазах большинства как западных, так и российских политологов и политиков, выглядят необычными, странными, неоднозначными, но при этом, как с удивлением замечают многие, эффективными, приносящими позитивные результаты и для Москвы, и для Анкары.
1
Борьба и единство противоположностей
НАТО ведет гибридную, хотя официально необъявленную, войну с Россией на стороне Украины. Турция не просто является членом НАТО, она имеет самую многочисленную и сильную армию среди стран блока, за исключением США. С самого начала вторжения России на Украину Турция активно помогала Киеву, прежде всего в поставках вооружений, в том числе беспилотников «Байрактар», которые сыграли заметную роль в военных действиях в первые месяцы войны. Несколько сотен «Байрактаров» были сбиты российскими войсками (всего на 3 ноября 2022 года было сбито 2414 украинских беспилотных аппаратов, большинство из которых были поставлены Киеву странами НАТО).
И тем не менее, Путин и Эрдоган регулярно общаются по телефону и встречаются, не как враги, а как партнеры. Именно Эрдоган выступил инициатором и организатором мирных переговоров между Киевом и Москвой в марте, а также по зерновой сделке в июле, а затем по ее возобновлению в ноябре 2022 года. Никакие переговоры в Стамбуле даже не начались бы, если бы Путин не дал Эрдогану свое предварительное согласие, а также не определил рамки возможных соглашений в ходе предварительных переговоров лично с Эрдоганом.
С начала военной операции на Украине и введения санкций против России странами НАТО, Турция не просто не присоединилась к санкциям, а резко нарастила свой торговый оборот с Россией: за девять месяцев войны на Украине торговый оборот Турции с Россией вырос на 200%, уступив по темпам роста товарооборота первенство лишь Индии, которая увеличила товарооборот с Россией на 350%.
Однако, Турция оказалась не единственной страной НАТО, которая в условиях санкционной войны Запада против России, резко увеличила торговый оборот с Москвой. Если США сократили свою торговлю с Россией на 35%, Великобритания на 80%, то Германия свою торговлю с Россией сократила лишь на 3%, а вот Бельгия, у которой Великобритания теперь покупает сжиженный газ, увеличила торговый оборот с Россией на 81%, а Нидерланды на 32%. Санкции и недальновидные политические решения кому-то надо оплачивать!
Фото: Изменение объёмов торговли разных стран с Россией (данные на октябрь 2022 года)
Турция активно расширяет свое влияние в странах бывшего СССР в Закавказье и Средней Азии. Влияние Турции в Азербайджане, Грузии, Узбекистане, Туркменистане, Казахстане и Таджикистане быстро возрастает, снижая, а в некоторых странах, уже превосходя российское присутствие в экономике этих стран. У некоторых наблюдателей создается впечатление, что и в политике Анкара становится более влиятельным игроком, чем Москва.
И тем не менее, открытых конфликтов между Москвой и Турцией никто не заметил. Кремль не предпринимает жестких действий, чтобы ограничить рост влияния Анкары на постсоветском пространстве. Фактически, Путин попускает расширение влияния Турции в странах бывшего СССР.
Путин и Эрдоган не только встречаются как партнеры, но и в случае обострения обстановки в этих регионах, возникновения напряженностей и конфликтов, действуют так, чтобы избежать доведения ситуации до обострения российско-турецких отношений, не допуская неконтролируемого развития ситуации.
Турция является важнейшим членом НАТО, однако системы противовоздушной обороны С-400 Анкара закупила в России, несмотря на протесты США и НАТО. Турция многие годы стремится в ЕЭС, но при этом свою стратегию энергетической, а следовательно, и экономической безопасности строит на основе сотрудничества с Россией. В период войны на Украине Турция договорилась с Россией о строительстве второй российской АЭС на своей территории, а также о строительстве нового газопровода по дну Черного моря, «Турецкий поток 2», который позволит России заместить поврежденные газопроводы «Северный поток 1» и «Северный поток 2», а Турции стать крупнейшим и основным газовым хабом в Европе.
Год назад таким хабом была Германия, что в значительной степени позволило Германии, используя в течение многих лет газ как источник дешевых энергии и сырья для промышленности стать промышленным гигантом и локомотивом ЕЭС. Еще летом 2020 года, Германия платила за газ в 15 раз меньше, чем приходится платить немцам сейчас. И теперь Турция получила шанс стать промышленным и энергетическим локомотивом Европы на ближайшие десятилетия.
Так что же происходит? Чем объясняется феномен партнерства Путин – Эрдоган, в чем заключается его формула? И как развитие российско-турецких отношений может в более широком плане повлиять или уже влияет на развитие международных отношений, в том числе между Западом, НАТО и Россией? Кем является Эрдоган в треугольнике Запад – Турция – Россия: медиатором или независимым игроком? Какое место в Европе и мире может занять Турция, если продолжит сохранять с Россией «странные отношения», которые некоторыми российскими СМИ были названы «новым нейтралитетом»?
2
Место Турции в будущем мировом порядке
Борьба России и Китая с США и объединенным Западом началась как борьба мировых держав за равноправие в международных делах, но, – и я об этом писал с конца 2020 года, – эта борьба неизбежно и независимо от планов Кремля и Пекина должна была трансформироваться в борьбу за новый миропорядок, управлять которым на равноправной основе будут державы-лидеры, которые являются центрами мировых цивилизаций.
Культура и исторический опыт, духовные традиции и моральные ценности, являющиеся основой социального капитала наций и их творческого потенциала, в современном мире играют все большую и постоянно возрастающую роль, стали главными факторами развития и социальной стабильности мировых держав.
С ростом долей и влияния в мировой экономике Китая, Индии, России и ослаблением доминирования Запада в современном мире попытки построить новый мировой порядок на основе взаимодействия и развития основных цивилизаций были неизбежны. Владимир Путин и Си Цзиньпин начали говорить о необходимости создания именно такого нового мирового порядка в начале 2022 года.
Запад этим попыткам сопротивляется, считая, что построенный на основе принципов западной демократии мировой порядок не только обеспечивает доминирование США и их союзников, но и является наиболее эффективной системой международных отношений и соответствует интересам человечества в целом. Противостояние между Западом, с одной стороны, и группой цивилизаций, авангардом которой выступают Россия и Китай нарастает, и все больше стран открыто или скрытно начинают поддерживать идею перестройки международных отношений.
Новый мировой порядок, по мнению группы восставших, должен быть построен не столько на балансе политических и экономических интересов, сколько на равноправии и гарантиях стратегической безопасности цивилизационных формаций.
Именно на цивилизационной основе будет развиваться человеческое сообщество в ближайшие десятилетия в случае создания нового мирового порядка, который предлагают создать Россия, Китай, Индия и поддерживающие их другие государства.
Мировые цивилизации будут рассматриваться не как конкуренты и соперники, а как партнеры. Каждая из цивилизаций, имеющая в своей основе нравственные ценности и нормы, общие для человечества, заложенные во всех традиционных религиях, должна рассматриваться как ценность для мирового сообщества.
Все мировые цивилизации должны иметь равные права, в том числе право на независимое социальное и экономическое развитие в соответствии со своими особыми цивилизационными принципами и ценностями, культурой, мировоззрением и духовностью, верой и традиционной системой общественных и экономических отношений. Именно на основе равноправия и равной безопасности должны строиться отношения между цивилизациями.
Доминирование одной цивилизации в мире, – будь она западной, китайской, русской или индийской, – недопустимо.
Независимо от того, насколько в этом отдают себе отчет руководители государств, как они формулируют свое понимание ситуации, насколько четко на сегодняшний день выработана сама идеология цивилизационного партнерства, вышеназванные мною идеологические принципы стали основой для объединения политических, экономических и военных усилий России и Китая, которых открыто или тихо, скрытно, без афиширования поддерживают и другие государства, которые являются или претендуют на роль центров мировых цивилизаций.
Россию и Китай поддерживают Иран, Индия, основные государства арабского мира, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, Африки, которые не имеют жестких союзнических обязательств перед США и Европой. Самое главное, их «тихим» союзником выступает один их главных членов НАТО – Турция.
3
Восстановление тюркской цивилизации
Турция не просто понимает то, что предлагают Путин и Си, но и поддерживает их планы, выступая посредником и мостом между Россией и Западом, прежде всего Европой в экономическом плане и НАТО в военном.
Турция тоже стремится занять место в будущей Супергруппе мировых цивилизаций, и уже несколько лет стремится не просто расширить зону своего влияния, а объединить тюркские народы в единый политический и экономический союз, который может стать воссозданием тюркской цивилизации с Турцией как ее духовным и организационным центром.
Анкара рассматривает страны средней Азии и Закавказья и даже некоторые регионы России как территории возможного воссоздания, распространения или построения новой тюркской цивилизации.
При этом, видимо, Путин и Кремль не считают, что распространение влияния Турции в этих регионах несет стратегическую угрозу интересам России. Создается впечатление, что Эрдоган и Путин понимают, что цивилизации могут не ограничиваться границами государств, могут распространяться и охватывать территории других стран, в том числе не имеющих общих границ с цивилизационным центром, но самое главное, что зоны их влияния и распространения могут пересекаться и накладываться, не создавая непримиримых противоречий.
Создается впечатление, что Анкара и Кремль пришли к пониманию, что русская и тюркская цивилизации могут распространяться на регионы расселения русскоязычных и тюркских народов, взаимодействуя и развиваясь, оказывая положительное взаимовлияние.
Создание или воссоздание на новой основе тюркской цивилизации позволит Турции значительно усилить свои позиции не только в Закавказье и Средней Азии, но и в Европе, в мире в целом. Турция видит свой шанс в занятии положения ведущей военной державы в Европе, которая имеет крупнейшую армию и союзников в Азии, экономического локомотива, обладающего доступом ко всем энергетическим и сырьевым ресурсам, что будет обеспечено связями с Россией и влиянием в Средней Азии.
Турция получит возможность в ближайшее время использовать и демографический фактор в Европе. В настоящее время только в Германии проживают 4 миллиона турок. Иммиграция выходцев из Азии, в том числе тюркского происхождения растет быстрыми темпами, что позволит Турции уже в ближайшее время создать в Европе протурецкие политические организации, способные влиять на исход выборов и оказывать значительное влияние на политику ЕЭС.
Создав свою цивилизацию, став организационным и идеологическим центром тюркского мира, получив мандат на представительство интересов государств, входящих в его состав, Турция сможет законно получить место в Супергруппе мировых держав, где будут решаться самые важные вопросы мирового развития.