В последние дни все говорят и пишут о Крыме, о переговорах Яценюка в США, а Лаврова и Керри в Лондоне. Конечно, многое зависит от позиции и способности договориться лидеров государств, втянутых в украинский кризис. Многое будет также зависеть от того, как сложится ситуация в Крыму, будет ли попытка новой киевской власти отбить Крым и этим отодвинуть президентские выборы, то есть продлить свою власть. Но процессы, которые могут привести к качественному изменению ситуации в Украине, происходят сейчас не в Крыму, не в Вашингтоне и Лондоне, а в Киеве.
Именно там сейчас решается более сложный вопрос, имеющий значение для судеб Украины, России, Казахстана и других государств, расположенных на постсоветском пространстве. Потому что украинская революция не окончилась, она развивается, и наступает ее новый этап, не менее значимый, чем свержение клана Януковича, а для народов Украины, России, возможно, Казахстана и других государств на территории бывшего СССР, этот этап революции более важен, чем предыдущие события.
И здесь мы должны остановиться на самом важном явлении за последние двадцать лет на постсоветском пространстве: Майдане 2014, который отличается от всех прежних Майданов, Триумфальных и Болотных ПРИНЦИПИАЛЬНО.
Майдан – новая политическая сила на постсоветском пространстве
В последние месяцы мы стали свидетелями рождения в Киеве той силы, которую мы все ждали: новой, внережимной оппозиции! Она могла родиться в Москве во время протестной волны 2011-2012 годов, но ей не дали оформиться, стать реальностью. Этой силы не было в Киеве и Тбилиси в период оранжевых революций.
Эта сила родилась в Киеве в начале 2014 года. И имя этой силы «Майдан – 2014».
Что отличает Майдан – 20114 от других Майданов, Болотных и Сахаровых?
1. Майдан 2014 – не демонстрация, не митинг, не место столкновения, пикетирования и тому подобное. Майдан 2014 – это захват организованной революционной массой территории страны и сохранение этой территории под своим управлением.
2. Майдан 2014 – это территория, на которой установлены свои законы, своя мораль, свои нравственные принципы. Люди на Майдане отодвинули в сторону свои различия и объединились на основе определенных моральных принципов, которые разделяют все. Это новое политическое объединение. Это начало МОРАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ.
Майдан объединил все слои населения, национальности, конфессии, профессии, и основой этого объединения является стремление покончить с коррумпированным и криминальным режимом (подробнее см. https://valerymorozov.com/news/2021 ).
Лозунг о евроинтеграции был лишь поводом, толчком, запалом. Главное, что двигало майдановцами, была ненависть к режиму, стремление покончить не только с кланом Януковича, но с самим режимом. Это скрывали. И не только российские правительственные СМИ, но и «оппозиционные», те, которые гневно нападают на Путина и его клан, но боятся затронуть основу существующего в России режима, ибо кормятся от него и сами являются его плотью. Это скрывали и в Украине, особенно те, кто стремился убрать клан Януковича и прийти к власти, не меняя существа режима.
Лозунг о евроинтеграции и противопоставление себя России отражали не ненависть к России как такой, к нашему народу (ультранационалистов пока учитывать не будем), и не преклонение перед западной цивилизацией, а стремление, путем слияния с государственной системой Евросоюза, к трансформации государственной системы Украины, смене моральных и нравственных ценностей, которые лежат в основе государства.
Украинцы хотели распространить, натянуть на себя европейские законы и законность, права человека, их защиту и уважение к ним. Они хотели забыть «морды воров», которые управляли ими, обирали их, лишали будущего.
3. Майдан 2014 – это новый независимый центр власти. Он отстоял свою независимость не только от режима Януковича, но и существующих, бывших оппозиционных, а ныне правящих партий.
Майдан не ушел туда и тогда, куда и когда ему советовали, звали его лидеры партий, структурированных в существующий Украине режим. Майдан не ушел, его не увели, как увели москвичей с Триумфальной на Болотную и Сахарова, по просьбе властей, лидеры российской «оппозиции». И именно поэтому в России новая оппозиция не родилась.
Как и в России, действующие и бывшие украинские оппозиционные политики «из недовольных», попытались «забежать вперед» и возглавить протест, но, если в России это получилось, то в Киеве нет. Они смогли сформировать переходное правительство, рассчитывая, что протест станет подконтрольным или затухнет. Но не случилось ни того, ни другого. Протест не затух и не стал подконтролен новому правительству.
Во время столкновений в Киеве Майдан жил своей жизнью, выдвигал своих лидеров, выбирал своих командиров, делился сам на отряды, дружины, организовывал систему снабжения продуктами, медикаментами, оружием, средствами защиты… Теперь Майдан сохраняет себя, свое ядро, свои силы, своих приверженцев и сторонников.
4. Майдан поставил себя выше существующих в Украине политических партий. Он заставил отказаться от подписанного соглашения с Януковичем. Он заставил отказаться от своих подписей Кличко, Турчинова, Яценюка, Тягнибока, министров стран Евросоюза. Именно Майдан решил вопрос о том, что будет с Януковичем, какой будет победа над ним!
Сейчас правительство России обвиняет оппозиционных лидеров и министров ЕС в том, что они нарушили условия соглашения, но это неправда. Не они это сделали. Это сделал Майдан! Это сделал народ, который был на Майдане и не подписывал соглашения с Януковичем.
5. Главной силой Майдана 2014 были образованные люди среднего возраста, которые понимали, против чего, за что и почему они вышли на площадь после разгона концерта и зверского избиения группы молодежи милицией. Именно они стояли стеной, не давая себя оттеснить милиции, и именно они отстояли Майдан в первые дни противостояния, сломав режим Януковича МОРАЛЬНО.
Разговоры о том, что Майдан управлялся ультранационалистами, – ложь путинской пропаганды. Националисты появились и играли значительную роль, составляя часть боевиков. Они бились на баррикадах, захватывали здания. Но Майдан управлялся простыми киевлянами: сотрудниками учреждений, врачами, учителями, профессорами и студентами, рабочими, бизнесменами среднего уровня, бывшими военными и пенсионерами. Именно они были душой, телом и совестью Майдана!
И именно на Майдане остается центр украинской революции, ее сердце. Майдан обладает тем ресурсом, который до сих пор не использован полностью, но будет использован. Однако, для этого нужно развитие Майдана, превращение его в новую структурированную политическую организацию, распространение его территории, его влияния в регионы Украины, в том числе в Восточных области и в Крым. Это не было сделано в феврале. И Украина сейчас за это расплачивается.
Его лидеры должны превратиться из лидеров Майдана в лидеров масштаба всей Украины. Им надо начинать мыслить и принимать решения в общегосударственных категориях.
Понимание этого придет. Майдан начнет распространять свое влияние в другие города и регионы Украины. Это закон развития системы. И он начинает просыпаться, готовясь к новому рывку. Теперь не против отдельного клана, а против системы в целом.
На какое-то время конфликт с Россией, вопли о нарушении суверенитета Украины, торг с Европой и США за деньги, обещание миллиардов отвлекли внимание людей, в том числе тех, кто остался на Майдане. Но это время заканчивается.
Пока на стороне новой украинской власти энтузиазм населения Западной Украины и Киева, ненависть большинства украинцев, в том числе Восточных регионах и Крыма, к коррупционному, криминальному режиму Януковича. Однако, ненависть к коррупционному режиму несет в себе опасность не только Януковичу и его банде, но и к другим коррупционерам, в том числе и поддержавшим революцию или занявших вакуум власти. Надежда, что ненависть не обратится в сторону тех, кто сейчас засел в Раде и правительстве, в госаппарате, уже растаяла.
И помогли этому сами нынешние правители, которые бросились не налаживать работу украинского государства, а просить денег и военной помощи. Они не предприняли ничего для замены системы, устоев режима, против которого выступал народ. Никто не борется с коррупцией, которая возрастает, а управление страной ослабевает.
Последние назначения Киева на губернаторские посты представителей олигархии – серьезнейшие ошибки, которые могут стоить нынешнему режиму не меньше, чем принятие закона о запрете русского языка.
На первый взгляд кажется разумным назначение губернаторами на проблемные для Киева Днепропетровскую область и Донбасс Игоря Коломойского и Сергея Таруты, которые создавали свои состояния именно в этих регионах и имеют там связи и поддержку. Они, по замыслу Киева, привлекут к новой власти местные элиты, помогут своими деньгами и влиянием удержать регионы от крена в сторону России.
В этом есть своя логика. И, вероятно, что-то Коломойский и Тарута смогут добиться. Логика Киева повторяет логику другую, тех, кто выдвинул на главу правительства Крыма Сергея Аксенова, который, по сообщениям СМИ, в свою бандитскую бытность, имел погоняло «Гоблин».
У Коломойского, Таруты, Аксенова, возможно, есть шансы удержать в руках население Днепропетровска, Донбасса, Крыма. Но шансы малые. И разве это главное?! Разве так подбирают кадры во время революций? Получается, что Майдан, который выступал против коррупции, за справедливость, за обновление политики, привел к власти олигархов. А как же принцип разделения бизнеса и власти, о котором говорили на Майдане?
Моральные принципы, за которые дрались на Майдане, были отправлены в помойное ведро теми, кто пришел к власти, обещая Майдану сохранить те идеалы, за которые погибли люди.
И Майдан разворачивается. Теперь разворачивается против нынешнего правительства, и если в ближайшие дни ТЯТи (Турчинов, Яценюк, Тягнибок и Ко) не смогут предложить и начать выполнять то, что поручил им Майдан, соглашаясь на формирование их правительства, то ТЯТи последуют за Януковичем. Только на Запад.
А пока на Майдане начинают сооружать баррикады из шин вокруг зданий нового правительства, а в Раде выставляют фотографии погибших. Под фотографиями надпись: «Мы следим за вами!»
Украинская революция продолжается. И это шанс для новой России.