Уже можно подвести первые итоги Олимпиады в Сочи и сделать первые выводы.
Главный вывод: несмотря на все усилия последних лет, несмотря на затраченные огромные деньги, несмотря на «родные стены», несмотря на желание победить и мужество спортсменов, Россия продолжает терять позиции в мировом спорте.
Второй итог: все, что было завоевано, все успехи российского спорта базируются на остатках того фундамента, который был заложен в советское время. И фундамент этот рассыпается, а заменить его руководство российского спорта, все страны не может.
Развал детского и юношеского спорта, системы спортивных школ и лагерей, спортивного воспитания в школе и институте принес плачевные результаты. Советским олимпийским чемпионам не подготовлена смена. Те, на ком еще держится российский спорт, кем может гордиться Россия, застали «советскую систему», вышли из нее, а новые чемпионы появляются как самородки.
И нам приходится выводить на лед больного Плющенко, создавать сборную из американских и канадских легионеров, не сыгранных, не способных показать «свою игру». Они были воспитаны на советской школе хоккея, но теперь играют в американо-канадский хоккей. Советская школа хоккея почти потеряна. И не удивительно, что если советский хоккей доминировал на Олимпиадах, то российский хоккей остается уже многие годы за чертой олимпийских медалей, и никаких шансов на золото будущей Олимпиады российская хоккейная сборная не имеет.
Мы еще можем воссоздать дуэт Зубков – Воевода, несмотря на их личный конфликт, и победить в бобслее, но это остатки «советской роскоши».
Алексей Воевода – символ сочинской Олимпиады. Где-то бросались и тратились несчетно огромные деньги, иностранные подрядчики строили прекрасные стадионы и спортивные центры, а Воевода все это время занимался в старом сочинском подвале, где постоянные протечки, где примитивное оборудование, – штанги, гири и силовые тренажеры, – ржавое, с облупившейся краской, изготовлено еще в семидесятых годах прошлого века. «Советское не ломается!» – говорит его старый тренер. И Воевода становится олимпийским чемпионом на бобслейном треке, символе достижений спортивной строительной индустрии.
Олимпийские объекты в Сочи прекрасны. Но стоит ли нам ими гордиться? Ведь построены они не российскими строителями, а западными строительными и проектными фирмами. Из иностранных материалов (за исключением арматуры и бетона), иностранной строительной техникой. На объектах установлено иностранное оборудование. Если есть что российское в этих объектах, то это деньги, за которые они построены. Но деньги уже давно не в России, и работают они в других странах на благо других народов. Конечно, часть денег осталась в России, и даже осела в карманах узкого круга людей, но сейчас, во время Олимпиады, об этом вспоминать не хочется.
Мы сделали праздник для сотен миллионов людей, для любителей спорта во всем мире. Но это странный праздник… Какой-то не наш. Как и вся современная Россия.
Кому же мы ее отдали!?