Поглощение или Преображение Сирии

(из серии «Америка Трампа и новый мировой порядок», часть 3)

Когда наступает активная фаза перехода мира на новую систему взаимодействий, события начинают приобретать яркий символический смысл.

Развал Сирии и бегство Асада в Москву, сбор лидеров католического мира в Париже на открытии восстановленного Собора Парижской Богоматери и приезд на католическую службу атеиста еврея Зеленского в костюме Квазимодо, выборы как проявления политических кризисов в Молдове, Румынии, Грузии и отстранение от власти президента Южной Кореи, им же самим спровоцированное … В этом же списке находится и удар «Орешником» по Южмашу, к которому, я уверен, еще следует вернуться.

Однако, начать надо с Сирии, ибо из всех перечисленных событий падение режима Асада является самым знаковым, наиболее важным по последствиям не только для Ближнего Востока, но и Европы, Африки, Закавказья и Средней Азии, и именно предстоящий приход к власти в США Дональда Трампа сыграл важную роль в запуске падения режима Башара аль-Асада в Сирии.

                    От государств к цивилизациям

Избрание Трампа Президентом США, формирование его новой команды, принципиально отличающейся от тех политических партий,  кланов и группировок, которые сейчас находятся у власти, в том числе, в государствах ЕС , Турции и России, других стран бывшего СССР, всё сильнее ускоряет не только трансформацию системы международных отношений, но и переформатирование отдельных государств, народов и целых регионов, даже субконтинентов.

Мир готовится к приходу Трампа в Белый дом, и акторы международной политики сейчас вынуждены делать то, что могло быть отложено на несколько месяцев и даже лет. Именно предстоящий приход в Белый дом Трампа и его команды определяет сроки и направленность действий акторов и интенсивность самих процессов трансформации. К приходу Трампа должно быть сделано то, что после его инаугурации сделать будет значительно сложнее. И события происходят очень быстро.

Падение режима в Сирии произошли так быстро, что многие игроки оказались не готовы к этому, хотя оппозиция начала подготовку к наступлению на Дамаск за полгода, и о предстоящем наступлении протурецкой оппозиции, кризисе сирийской экономики, неспособности и нежелании сирийской армии защищать режим Асада, его самого и страну в целом было известно за несколько месяцев.

Это было известно не только Эрдогану, западным спецслужбам, но и российскому армейскому командованию в Сирии, российским спецслужбам, Ирану и самому Асаду. Более того, Эрдоган лично предупредил Путина о предстоящем наступлении, и Кремль заранее предложил Асаду с семьей покинуть Дамаск и перебраться в Москву, понимая неизбежность его поражения.

Более того, семья Асада начала переезд в Москву до начала наступления оппозиции, а Асад не оказал никакого сопротивления и вылетел в Москву, когда войска оппозиции были на полпути, не предупредив свое правительство, командование войсками и даже многих своих ближайших родственников. Рисковать ему Москва запретила. Асад слишком много знает, и его знания и связи нужны Кремлю для будущей Большой игры.

Обвал Сирии был предопределен. Никакого сопротивления режим не мог оказать. Однако, чиновники и многие ведомства России, Ирана, в том числе их МИДы, а также союзники внутри Сирии, оказались неподготовленными к темпам падения, а потому картина происходящего получилась «обвальной».

Быстрота и легкость обвала режима Асада была неожиданной и для Западных политиков и правительств стран Ближнего Востока. Для многих из них это стало приятным сюрпризом.

Причина этой неготовности политиков чиновников и общественности к наступающим переменам кроется в непонимании сути происходящих процессов. Эта суть определяется несколькими главными факторами, и один из этих факторов, который проявил себя в Сирии, является набирающий силу процесс формирования цивилизационных макрорегионов.

Нынешний этап развития технологий резко усилил значение моральных, этических факторов, культурных и интеллектуальных потенциалов государств и народов. В результате возрастающую роль стали играть не государственные, бюрократические и политические факторы, а цивилизационные.

Государства и народы, не сумевшие создать цивилизации мирового уровня, потенциала и влияния, неспособные существовать самостоятельно и на равных взаимодействовать с другими мировыми цивилизациями, столкнулись с проблемой выбора, необходимостью присоединиться и влиться в один из макрорегионов, формирующихся вокруг центров мировых цивилизаций.

Сирия оказалась на развилке: быть поглощенной или пройти путь преображения в цивилизационный центр Арабского мира.

С одной стороны, Сирия оказалась на перекрестке цивилизаций государством, подорванным как экономически и финансово, так и политически, морально, идеологически. Однако, с другой стороны, Сирия на протяжении многих веков являлась сакральным и центральным местом для цивилизаций, базирующихся на иудаизме, христианстве и исламе, которые имеют одни корни. Сирия имеет огромный потенциал возрождения как центра Арабского мира, самостоятельной цивилизации.

              Цивилизационный выбор: Быть или не быть?

В течение более десяти лет Сирия Асада имела союзниками только Россию и Иран, чуждые ей цивилизации. Асад должен был выбрать, к какому цивилизационному центру примкнуть, в состав какой цивилизации войти, а от кого отказаться. Сначала он отказался от Ирана, который относился к Асаду как к подчиненному, и несколько лет назад началось охлаждение в отношениях между Дамаском и Тегераном.

Некоторое время Асад выбирал между Русским миром, русской цивилизацией, и Арабским миром, сильнейшими акторами которого являются монархии Персидского залива.

Независимо от предпочтений самого Асада и его семьи, Сирия в той форме и с тем культурным и религиозным наследием, с которым она подошла к 2024 году, не могла стать частью русского мира. Слишком трудно было интегрировать в Русский мир Сирию Асада, которая оказалась религиозно, национально и этнически разделенной. Слишком сложно было адаптировать ее народ к русскому менталитету, и армию Сирии слишком трудно было интегрировать в Вооруженные силы России.

Асад отказался от политических реформ, которые предлагала Россия, в том числе от принятия новой Конституции, перехода к федеративной структуре государства, предоставления народам и национальным меньшинствам автономии. Асад отказался от этих реформ, как отказался Киев, которому Москва предлагала провести подобные же реформы, что было даже закреплено в Минских соглашениях, которые, как потом оказалось, Киев и поддерживавшие его западные лидеры выполнять не собирались.

И Асад отказался идти по пути, который предлагала Россия, тем самым заблокировав себе путь развития как части Русского мира. Он выбрал Арабский мир. С одной стороны, ему была обещана поддержка политическая, финансовая и экономическая не только Саудовской Аравией и ОАЕ, но и стоящими за ними США. Однако, главная причина выбора состояла в цивилизационной близости сирийцев арабскому миру.

Более того, идеологической основой прихода к власти в Сирии Хафеза Асада, отца Башара Асада, был баасизм, представляющий собой синтез арабского социализма и панарабизма. Башар Асад от идеологии баасизма отошел, подменив его системой правления, основанной не на панарабизме, а на семейственности и клановости, дезинтегрировав сирийское общество и народ, сделав коррупцию системообразующим фактором.

В 2023 году, после выбора Асадом в качестве главных союзников арабских монархий, Сирия была возвращена в Лигу Арабских государств, и Асад начал активно отдаляться от России, которая увязла в Украине, как и от Ирана, противостояние которого с Западом и Израилем только нарастало.

Однако, оказалось, что Арабский мир не может обеспечить сохранение Сирии, какой она стала при Асаде. Оказалось, что Арабский мир сам находится в трансформации, в нем нет политического и финансового центра, нет военно-технической мощи, способной обеспечить безопасность Сирии и режима Асада.

Более того, за арабскими монархиями стоят силы, которые заинтересованы в получении полного контроля над Сирией как территорией, и Асад этим силам был не нужен. Например, Сирия нужна для транзита газа из ОАЭ в Турцию в интересах не только Стамбула, Европы, но и США и Израиля. Этому проекту Асад противился много лет. Теперь он вынужден был согласиться, но это не делало его надежным союзником.

                                             Кремль и Асад

Столкнувшись с неспособностью Дамаска, отказом Асада реформировать государство и сирийские вооруженные силы, Кремль понял конечность и безысходность Сирии Асада.

Для русских военных сирийская армия стала массой не желавших воевать и служить арабов, и кроме раздражения никаких эмоций у русских не вызывала. Те подразделения сирийской армии, которые были подготовлены российскими военными и ЧВК «Вагнер» и эффективно действовали в 2017-18 годах против оппозиции, ИГИЛ и других антиасадовских сил, были расформированы и ликвидированы, а их командиры уволены Асадом, который их заменил своими родственниками. Эти командиры-родственники воевать не умели, не хотели, кроме взяток и поборов их ничего не интересовало, и продаться они могли любому.

Сирия стала бедным и плохо неуправляемым государством, ценностью которого для России были лишь военно-морская и военно-воздушная базы, как часть военно-логистической структуры в Средиземноморье на пути из России в Африку, которая становилась все более важной для России, Китая и Индии. В Сирии были некоторые природные ископаемые, например фосфаты. Большое значение имело ее географическое положение, территория пересечения транзитных и торговых путей. Причем, пути эти имели большее значение для Ирана, Индии и Китая, чем для России.

Ситуация усугубилась тем, что ЧВК «Вагнер», наиболее боеспособная и эффективная часть российских сухопутных сил, действовавшая в Сирии и обеспечившая сохранение режима Асада в 2017-2018 годах, была переброшена в 2022 году на Украину, а сирийские негосударственные военные отряды и формирования, созданные и действовавшие под контролем «Вагнера», также были уничтожены Асадом.  

На Украине конфликт между ЧВК «Вагнер» и руководством Министерства обороны России, начавшийся в Сирии, обострился до такой степени, что привел к «мятежу Пригожина», к ликвидации как руководства ЧВК, так и самого «Вагнера», а также чисткам и смене руководства Министерстве обороны России. Чистки на сегодняшний день далеки от завершения.

Следует отметить, что одна из причин конфликта между «Вагнером» и Министерством обороны России, между Пригожиным и командирами ЧВК, с одной стороны, и Шойгу с Герасимовым и высшим командным составом российской группировки в Сирии, по словам самого Пригожина, был отказ Шойгу, Герасимова и высшего командования российской группировки поддержать ЧВК «Вагнер» в их наступлении на позиции проамериканских группировок сирийской оппозиции с целью захвата в интересах Асада и ЧВК «Вагнер» нефтяных и газовых месторождений, контролируемых американскими корпорациями.

Таким образом, российская армия отказалась помочь российскому ЧВК и Асаду вернуть Дамаску контроль над нефтяными месторождениями, решить финансовые проблемы и получить надежный и огромный источник дохода для развития как ЧВК, так и режима Асада.

В Сирии руководство Минобороны оказывалось слишком часто на стороне Запада, как казалось Пригожину, Уткину и другим командирам «Вагнера». Оказавшись на Украине, они увидели недееспособность командования, что сирийская ситуация слишком часто повторяется на украинском фронте. Это и привело к мятежу.

В 2024 году силы, способной сделать то, что делал «Вагнер» в Сирии в 2017-2022 годах, у Кремля нет. Закрытие проекта «Вагнер», его переформатирование и боязнь нового «бунта», привели к ошибке стратегического значения. А нежелание Асада реформировать режим, государственные структуры и армию сделали уничтожение Сирии неизбежным.

Кремль начал готовиться к развалу Сирии заранее, хотя и не предполагал, что этот развал произойдет так быстро. Приход Трампа к власти ускорил события и процессы. Это будет важным уроком для Москвы.

Кремль неизбежно будет вынужден вернуться к проекту, который по сути своей будет модернизированным и исправленным проектом «ЧВК Вагнер». Причем, именно с учетом сирийского, африканского и украинского опыта. Это означает, что новая негосударственная военно-промышленная группировка будет носить международный характер и защищать интересы не только России, но и ее союзников, которые примут в проекте прямое участие. Не зря же в Курской области появился командир подразделения спецназа с позывным «Ким». Не исключаю, что через месяц мы узнаем о командире в Сирии с позывным «Саладин».

А это означает, что и у Асада, с его капиталами, связами и информацией, может быть роль в происходящей трансформации Сирии и всего Ближнего Востока, пусть и из кремлевской тени…

                                         По пути поглощения

Израиль, Турция и США сумели подготовиться к развалу Сирии лучше других и использовали ситуацию в своих интересах. Однако, выигрыш на первом этапе не обеспечивает и не гарантирует выигрыш в долгосрочной перспективе. Объективные факторы продолжают действовать, причем их воздействие в эпоху хаоса будет нарастать.

 Сейчас наибольший выигрыш от развала Сирии получил Израиль, который захватил огромные стратегически и экономически важные территории, включая все Голландские высоты. Подразделения армии Израиля продолжают формировать «зону безопасности», но это вызывает не просто протест новых властей, а создает ситуацию неизбежности нового конфликта.

Израильские ВВС уничтожили практически весь военный потенциал Сирии, расположенный в южной и центральной части страны. Но армия Асада была списана. И новая власть будет создавать новую армию с учетом новых технологий и типов вооружений. Это неизбежно.

Более того, израильские ВВС выступили на стороне Турции и разбомбили некоторые укрепленные районы курдов, которые оказали сопротивление вторгнувшимся войскам Турции. Это означает, что между возникает угроза конфликта между Турцией, которая поддерживается Израилем, и курдами, за спинами которых стоят США.

И приход Трампа может многое изменить…

(Продолжение следует)



Запись опубликована в рубрике Новости с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.