К читателям
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Если бы не коронавирус, я еще несколько месяцев, наверное, не мог бы вернуться к написанию статей и аналитических материалов. Теперь строительные дела зависают, недвижимость почти не продается и почти не покупается, агентства по продаже недвижимости закрыты, приходится проводить время дома, и появилась не только необходимость, но и возможность писать о бурных событиях, поток которых затягивает нас всех.
Сегодня я начинаю серию о мировом кризисе, который охватывает мир, и первый материал называется
Природа как создатель революционной ситуации
Слова Владимира Путина о том, что России нужна эволюция, что «нам достаточно уже было революций», «Россия свой план по революциям выполнила”, сказанные им всего лишь несколько недель назад, теперь звучат как насмешка над реальностью. Как и слова Бориса Джонсона о том, что Великобритания доказывает «эффективность либерализма» и капитализма. Или слова Дональда Трампа о том, что США переживают время экономического процветания, что торговые войны и санкции приводят в бурному развитию экономики, прежде всего производства, в самих США.
Слова руководителей ведущих стран мира ярко демонстрируют, насколько далеки от реальности представления современных элит о мире, который они создали и в котором мы все живем.
В последние недели произошли события, которые высветили не просто структурные проблемы мировой экономики и социально-политических систем, прежде всего развитых капиталистических стран, но очевидную неспособность мировой системы, сформированной Западом за последние тридцать лет, противостоять неизбежным внешним ударам и внутренним кризисам и конфликтам.
В начале 2020 года мир оказался перед угрозой катастрофы исторического масштаба, после которой, как это учит история, человечество будет вынуждено пройти через революции. Эти революционные преобразования могут пройти либо с минимальным насилием, если элиты смогут перестроиться, возглавить и совершить необходимые для выхода из кризиса системные изменения без принуждения насилием, либо через насильственный разлом и смену социально- экономических систем под нажимом доведенных до отчаяния народных масс.
Кто тебя, коронавирус, выдумал?
Сейчас выдвигаются две основные гипотезы о происхождении коронавируса COVID-19, который спровоцировал начало кризиса. Основная гипотеза состоит в том, что вирус является творением природы, произошел путем мутаций. Вторая версия утверждает, что в геноме вируса обнаружены «искусственные» вставки, присущие разным вирусам, что говорит о том, что COVID-19 создан в лаборатории. Обвиняются китайцы и американцы. Китайцы обвиняются потому, что эпидемия возникла именно в Китае, в провинции Ухань, где находится лаборатория, которая занимается вирусологией. Американцы потому, что незадолго до эпидемии американские военные были как раз в провинции Ухань, потому что подозрительно быстро начали тестирование вакцины, имеют десятки лабораторий, которые работают в области биологической войны, потому что США давно ведут экономическую войну с Китаем, и именно США, как кажется стронникам этой конспиралогической теории, был выгоден больше всех данный кризис. В общем, американцев очень хочется обвинить…
Однако, рассматривать конспиралогическую точку зрения мы пока не будем, потому что реальные доказательства искусственно происхождения COVID – 19 никто не представил. Какие бы слухи и конспералогичские версии о коронавирусе и его источнике ни запускались сейчас, наиболее вероятно, что этот вирус был сотворен природой, а не создан в китайской лаборатории в Ухане или американцами в одной из секретных лабораторий, раскиданных по миру.
Конечно, можно допустить, что именно люди создали специальные условия, чтобы вирус смутировал именно так, а не иначе. Возможно эти условия были созданы на рынке в Китае, где люди убивали и хранили разных животных, зверей, птиц, которые в природе не находятся в близком контакте и не умирают на одном и том же столе, и их кровь, внутренности и испражнения не смешивается, и эта кровавая грязь не гниет, порождая вирусы и микробы. Однако, создание условий не означает создание самого вируса. Вирус могла сотворить только сама Природа.
Несмотря на все попытки, до сих пор никто из микробиологов не смог создать в лаборатории ничего подобного, в том числе ни по эффективности, ни по живучести.
Конечно, в мире достаточно желающих «обнулить» финансовые пузыри, фейковые корпорации и бизнесы, глобалистские элиты и союзы, чтобы расчистить и перераспредилить мировые рынки для нового этапа процветания элит. Однако реальный шанс добиться этого «обнуления» предоставил именно коронавирус, который природа, а не человек, создала и запустила в мир.
Поэтому первый и главный вывод, который нужно сделать на данном этапе мирового кризиса, состоит в том, что человечество должно понять, что «покорителем природы» оно никогда не было и не будет.
Природа давала человеку время и возможность жить, развиваться и учиться взаимодействовать с природой в гармонии. Когда оказалось, что человечество не способно ни жить в природе и с природой в гармонии, ни создавать социально-экономические системы, способные взаимодействовать с природой и защитить человечество от внешних ударов, ни создать науку, изучающую природу с точки зрения взаимодействия и сохранения гармонии с ней, а не для использования и подчинения, Природа нанесла этот удар.
Это не просто сильнейший удар Природы по существующей системе организации общества и экономики. Это приговор существующей системе.
Природа как организатор революций
Следует объективно признать, что впервые в истории человечества природа, а не человек или его сообщества, классы или объединения, нанесла удар, который разрушит социально-экономическую и организационную систему, в которой люди привыкли жить и которая еще несколько недель назад казалась им правильной и чуть ли не вечной.
Природа нанесла удар вирусом, который запустил реакцию слома международных взаимосвязей между странами и народами, между производствами и системами реализации продукции. Этот удар на наших глазах инициирует распад международных союзов и отдельных государств.
На этот момент короновирус практически развалил существовавшую структуру взаимосвязей США – Евросоюз, Запад – Китай, поставил под угрозу развала не только экономику, но и политическую структуру Евросоюза и некоторых отдельных его членов, прежде всего Италии и Испании, а также некоторых стран вне ЕС, подготовив к подписанию некоторым из них, например, современной Украине, – об этом можно говорить уже сейчас с большой вероятностью, – смертный приговор. Стремительно нарастают кризисные процессы в Иране, Франции, Великобритании и США.
При этом, коронавирус еще не проявил себя до конца. Происходящие мутации вируса, который все более трудно обнаружить на начальном этапе заболевания, увеличивают разрушительный потенциал эпидемии. А действия властей, – то ли потому, что они оказались не способны понять размер угрозы, то ли потому, что существующие на Западе общественные и политические системы, в отличие от китайской или корейской, не дают возможность правительствам быстро организовать эффективную защиту экономик и населения,- толкают страны к политическому и экономическому коллапсу, за которым откроется поле неизбежных революционных преобразований.
Эти революционные изменения могут быть проведены сверху, и тогда элиты, – измененные и переформатированные, – сохранят власть и организуют выход из кризиса. Однако, революционные реформы могут быть проведены и снизу, в том числе путем насильственных государственных переворотов.
То, что низы в ближайшие месяцы осознают, что не хотят жить по-старому, становится неизбежным кошмаром во многих странах. Степень «кошмара» будет зависеть от того, смогут ли верхи перестроиться и понять, как надо управлять по-новому. По-старому управлять они однозначно не смогут.
Природа идей и идеи Природы
Однако, есть еще одно важное отличие нынешнего кризиса от всех прежних катаклизмов, которые вызывали революционные изменения в общественных системах: до сих пор революции опирались на новые идеи и теории.
Например, буржуазные революции в Европе и США опирались на протестантизм как религиозное течение, которое создало нравственно-религиозные и этические основы капитализма. Протестантизм выступал не только за отказ церкви от богатств и за то, что при общении с Богом, людям не нужны посредники. Важными этическиеми принципами стали социальная справедливость, честность. Для протестанта, в отличие от монархов и феодалов, работа и труд – это призвание и способ самореализации в обществе. Они должны аскетически исполнять свои обязанности в надежде, что обретут спасение. Цель коммерции и бизнеса состоит не только в увеличении потребления, но и в добровольном исполнении долга перед Богом, который заранее решает, кто достоин спасения, а кто нет. Этого не знают сами верующие, а посему единственное, что им остается – это быть верными, честными и совестливо исполнять свои обязанности.
Второй идеологической основой буржуазных революций были идеи гуманизма, идеи равенства и братства, отказа от внеэкономических методов принуждения. В результате революций XVIII-XIX веков люди получили равные права, демократические общественные и политические системы, которые давали возможность эти права реализовывать. Люди освободились от внеэкономического принуждения, которое лежало в основе предшествующих общественных систем. С тех пор они получили общественно-экономические системы, которые принуждали их почти исключительно экономическиеми методами, которые потом были дополнены другими методами, в том числе информационным воздействием и пропагандой.
Социалистические революционные преобразования ХХ века в России, а затем в странах Восточной Европы, Китае и Кубе проводились на основе коммунистических идей, прежде всего марксизма.
Распад СССР и социалистического лагеря и анти-социалистические перевороты в конце прошлого века осуществлялись на тех же буржуазно-демократических идеях, или под прикрытием этих идей, под лозунгами о демократии и свободе частной собственности.
Что же мы видим сейчас? Ни на Западе (США, Канада, Европа), ни в странах бывшего СССР, ни в Китае или Индии методы преодоления кризиса и выхода из него не имеют пока никаких идеологических основ. Руководители большинства стран понимают, что экономические и социальные системы придется менять кардинально, что эти системы будут изменены принципиально, революционно в ходе кризиса и особенно при выходе из него, но никто не может назвать идеологию, теорию, на основе которой надо проводить реформы.
Ни один идеолог или сторонник доминирующих сейчас идей и теорий экономического или социального развития человечества не может утверждать (во всяком случае, чистосердечно и убежденно), что именно его теория дает ответы на вопрос: каким должна быть социально-экономическая система, чтобы не допустить повторения эффекта COVID-19? Ни приверженцы либерально-демократических теорий (Борис Джонсон сразу же забыл о том, в чем был уверен несколько недель назад), ни сторонники консервативных взглядов и национально ориентированного капитализма (Трампу стало не до этого), ни апологеты глобализма (если только их разум не помутнел от короновируса), ни левые консерваторы, ни правые либералы, ни либертарианцы, ни сторонники коррумпированного госкапитализма (кем бы они себя не считали), – никто не может произнести ничего разумного. Все молчат, сидя по домам или в офисах в «изоляции», изредка выбираясь в магазины и закрытые клубы, сохраняя «социальную дистанцию» друг с другом.
Коммунисты тоже молчат. Молчат по привычке, которую они приобрели от шока, наблюдая за собственным участием в развале СССР и за самоуничтожением социализма. Новой теории на базе марксизма они не выработали, и желания и способности выработать что-то новое они потеряли. 1980-е и 1990-е отбили у нынешних «коммунистов» любое желание и способность развивать марксизм, который, как они когда-то заучили, «всесилен, потому что верен». Нового они сказать не могут, а цитировать Маркса и Ленина они (во всяком случае те, кому приходится отвечать за свои слова) решаются, только критикуя прошлое или настоящее. О будущем они сказать ничего вразумительного не могут и отвечать за это будущее не готовы. Поэтому левые во всем мире пока скромно молчат или критикуют правительства, обходя молчанием вопросы будущего устройства мира.
Отсутствие идей – одна из главных характеристик современного кризиса. Мир входит в период революционных изменений, не имея ни идей, ни теорий. Мировые элиты действуют по ситуации.
И это также является результатом того, что кризис развивается не по воле масс и элит, а по воле Природы. И главная задача состоит в том, чтобы понять, к каким идеям Природа толкает человечество. И чем раньше человек поймет и решит эту задачу, тем легче ему будет преодолеть этот кризис и тем правильнее он сможет реформировать систему, и тем легче ему будет преодолевать будущие трудности и сопротивляться ударам извне.
Кризис кризисам рознь
Чтобы понять, какой должна быть система, способная эффективно противостоять мировым кризисам и катаклизмам, надо выделить основные элементы существующих систем, которые оказались неспособны эффективно действовать в условиях мирового кризиса и которые требуют обязательной замены. Именно слабейшие элементы и связи уничтожаются в ходе кризиса первыми, а их уничтожение может привести к разрушению системы в целом. Как учит народная мудрость: там, где тонко, там и рвется.
Отличие этого кризиса от предыдущих состоит также в том, что этот кризис носит всеобъемлющий характер, то есть он затрагивает и наносит удары по всем сферам жизни, а не только, как это было ранее, например, по финансовой системе, производству или рынку услуг и товаров… Нынешний кризис показал, что практическии все существующие сферы имеют элементы и связи, которые не могут выдержать даже начального периода кризиса.
Пройдемся по некоторым социальным сферам и отраслям экономик стран Запада и посмотрим, почему они оказались неспособны выдержать удар.
Начнем с системы здравоохранения…
(продолжение следует)